Память

Труд во имя Победы

Когда мы говорим о подвигах ветеранов, сразу вспоминаем тех, кто на фронтах Великой Отечественной с оружием в руках отстаивал свободу своей страны и своего народа, проливая кровь за наше будущее.

Но не всем выпала честь с боями  очищать нашу землю от фашистской нечисти. Многие в силу возраста или других обстоятельств вносили вклад в общее дело трудовым подвигом.

Труженики тыла – их осталось немного больше чем ветеранов войны. Но время, неумолимо продолжая ход, с каждым годом оставляет нам всё меньше свидетелей событий, когда в один ряд со взрослыми вставали и дети. Их подвигом стал труд во имя Победы.

Одним из таких живых свидетелей является Алексей Матвеев. Несмотря на то, что Алексей Владимирович скоро отметит своё 90-летие, он был и остаётся человеком неугасимой жизненной энергии и оптимизма.

К началу войны ему было всего 13 лет. Это как раз тот возраст, когда большинство советских пацанов рвалось на фронт. Естественно, они получали отказ – война ведь не детское дело! Зато им пришлось выдержать другое испытание –  заменить ушедших отцов и братьев, взвалив на свои плечи обязанности взрослых.

Может быть, эти дети были особенные, чем-то отличались от других? Если разобраться в судьбе каждого из них, мы не найдём там ничего необычного. Так же, как и все, они бегали в сельскую школу, иногда сбегали с уроков на рыбалку, за что получали нагоняй от строгих учителей, помогали родителям, мечтали о будущем, которое им виделось  обязательно необычным и ярким.  Похожее детство было и у Алексея Матвеева.

Родился Алексей в деревне Пышково Кольцовского сельсовета Ферзиковского района. Рано потерял отца. Мать Мария Степановна одна растила  четверых детей, он был третьим. В школу пошёл поздно -   к девяти годам, но успел окончить лишь четыре класса. Или, как говорили раньше, «четыре класса и коридор». Продолжить учёбу помешала война.

Об этих событиях Алексей Владимирович вспоминает: «В предвоенное время мы жили небогато, скромно. Мама работала в колхозе – тогда оплата производилась за трудодни. В отличие от распространившегося в последнее время мнения, никого «из-под палки» на работу не гнали, ни к чему не принуждали, но было более строгое отношение к порученным обязанностям:  взял обязательство – выполняй!

Когда началась война, люди вели себя по-разному. Некоторые испугались, некоторые рвались на фронт, кто-то не сразу понял, что случилось, а очень многие начали обсуждать событие, «галдеть». Я тогда перешёл в пятый класс и был в числе тех, кто ещё не осознал всей значимости произошедших событий. Сразу же началась и мобилизация. Ушёл на фронт старший брат Василий, следом за ним – средний».

Алексею повезло – оба брата вернулись домой, оба были ранены, но средний – тяжело, пришёл ещё в середине войны и прожил только год  – настолько сильны были полученные в боях раны.

Алексей Владимирович вспоминает: «В нашей деревне фашисты пробыли недолго – всего три дня. Приехали на лошадях, подводах - технику оставили за деревней, так как была слякоть, грязь. Как только они пришли, то первым делом бросились жрать – стреляли кур из автомата, устроили охоту, так сказать. Убьют курицу и несут в первый попавшийся дом, орут: «Матка, на,  щипай!» Потом требовали, чтобы её отварили – и хозяйке дома приходилось всё это делать, а что тут поделаешь? За неповиновение – расстрел! Забрав готовую курицу, довольные оккупанты начинали пожирать свою добычу.

Но расстрелять фашисты никого не успели – из взрослых мужчин в деревне почти никого не осталось. А те,  кто остался,  успели спрятаться, так как были наслышаны об их  зверствах и расстрелах в соседних деревнях.

Три дня – недолгий срок. Но и за это время они успели натворить много - позаселяли дома местных жителей, постоянно разъезжали по деревне. Помню случай, как я натолкнулся на немцев – дали мне вёдра, заставили тащить воду для их лошадей. Работать на них не хотелось, замешкался – за что и получил пинка под зад сапогом. Повезло, что мне было тогда около тринадцати  лет – не стали расстреливать пацана.

Мы так и не поняли, почему они ушли той ночью. Видимо, получили другое задание. Как только немцы исчезли из деревни, мы с ребятами пришли в нашу школу – она была уже разграблена и разбита оккупантами. Но учиться было надо – мы собрали старые газеты, оставшиеся книги и писали на их полях, обложках. Книги закончились быстро, и об учёбе пришлось забыть. Нам предстояло другое задание – рыть окопы, противотанковые рвы на линии возводящихся укреплений – там,  где предполагались бои.

Окопы рыли с весны по осень 1942 года, лопатами, под деревней Александровка, в семи километрах от нашей деревни. Рвы должны были быть глубокие (более трёх метров), поэтому копали «с перекидкой» - это когда нижний землекоп перекидывает землю на средний уровень, а там подхватывают и перебрасывают дальше.

Осенью 1942 года от разъезда Перерушево и до назначенного места помогали делать солдатам лежнёвку. Это когда разбитая дорога устилается брёвнами так, чтобы смогли проехать две машины. Лес валили, в основном, солдаты, а на долю таких, как мы досталась работа подтаскивать брёвна к месту строительства дорожного полотна. Мы очень торопились, так как   впереди ждало другое задание – строительство укреплённых огневых точек – ДОТов, которые возводились по берегу Оки, где-то недалеко от деревни Кольцово.

После того, как ДОТы были построены, нас отправили в посёлок Дугна – райцентр существовавшего в те годы Дугненского района. Там тоже требовалось строительство ДОТов,  но подходящий лес был только в 2–3 километрах от стройки, и мы с ребятами, обвязывали бревно верёвками и ремнями и, как муравьи, волокли его, куда требовалось.

К зиме строительство было закончено – готовились к контрудару немцев, но этого не произошло – фашисты застряли под Сталинградом, откуда и начали драпать, так что им было не до нас».

Конечно, как и многие пацаны тех лет, Алексей стремился попасть на фронт – бить фашистов. Для многих военкоматов это составляло даже некоторую проблему – отказать настойчивым мальцам было не так-то легко. Но линия фронта таких ребят проходила в тылу – и это оказало сильную помощь бойцам Красной армии.

Юный Алексей после окончания строительства укреплений, был направлен в поселок Брусчатый Алексинского района -  на курсы ФЗО (фабрично-заводское обучение), учиться на слесаря-ремонтника. Полгода обучения – и началась трудовая деятельность на комбинате по производству орудийного пороха, в качестве слесаря-ремонтника 3-го производственного цеха, организации «Союзхиммонтаж», где он проработал до самой Победы.

Светлый день Победы оставил яркие воспоминания в душе Алексея Владимировича. Из его собственных воспоминаний: «Когда нам объявили, что мы победили – было всеобщее ликование. Мы все кричали «Ура!», от радости обнимались с друзьями, потом – с кем угодно. То, что с нами творилось, не поддаётся описанию! Наверное, это был самый сильный, самый мощный прилив радости за мою жизнь. Можно сказать, мы опьянели от счастья. Праздновали победу кто чем мог, у кого что было. Но это было не главным! Казалось, что теперь – всё, не будет больше смертей, похоронок, наступит лучшая жизнь. Многие считали, что люди, наконец, должны понять, что войны  - удел прошлых, тёмных времён, а предназначение человека – созидать новый мир, растить детей и быть счастливыми. Но кто знал, что до этого ещё очень далеко?

После окончания войны, я оставил комбинат и вернулся в родную деревню. Хотелось быть ближе к земле, растить урожай – поэтому стал трактористом. Из родного села ушёл и в армию. Служить пришлось далеко – на Чукотке, бухта Угольная, в войсках ПВО. После службы вернулся в родную Калугу, и началась мирная жизнь».

Много ещё есть о чём вспомнить Алексею Владимировичу – как он долгие годы проработал строителем, потом вновь вернулся в деревню, растил детей, - вёл жизнь простого честного советского человека. Время прошло незаметно – далеко позади осталась молодость, дети и внуки выросли и завели свои семьи. И однажды судьба привела Алексея в Тарусский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

И вы скажете – всё? Жизнь завершилась! Но не тут то было! Поколение, перенесшее на своих плечах тяготы и невзгоды военного периода – крепкое, никогда не поддающееся обстоятельствам, как бы они не пытались их сломить. Скоро ему девяносто, но он всё так же полон жизни и боевого духа - зимой занимается своим любимым лыжным спортом, прокладывает многокилометровую трассу по  заснеженным полям – на зависть многим молодым. Да и летом его редко можно найти сидящим в своей комнате. Вместе со своей спутницей жизни Ираидой Каниной, которую он встретил в интернате, Алексей Владимирович  часто прогуливается по местному парку. Они не могут наговориться друг с другом, вспоминая дни своей молодости.

Позади – богатая событиями жизнь, о которой ни он, ни она никогда не жалели. Потому что жизнь прожита достойно!

Вадим МАЛЬЦЕВ.