Тарусский инклюзив

От редакции:

Калужская журналистка Татьяна Петрова побывала на спектакле с участием актеров тарусского дома-интерната впервые. То, что она ощутила, можно назвать любовью с первого взгляда.

Если вы думали, что волонтеры только ухаживают за старыми и больными, то это не так. Волонтеры могут быть кем угодно, даже режиссёрами.

Москвичка Лина Веселова приезжала в Тарусский дом-интернат для престарелых и инвалидов помогать. У дома-интерната налажены связи со столицей, откуда едут добровольцы помочь с ремонтом и прочим. А потом Лина поняла, что в этом вот самом доме ей хорошо, что она нужна здесь, она увидела, что старые да больные – интересные, замечательные люди, просто судьба у них непростая. С двумя психологическими образованиями и третьим режиссерским в Москве она руководила студенческим театром.

Лина стала создавать театр, учить с психо-хрониками роли, строить декорации.

В затею, которая казалась фантастической, включился весь небольшой, но очень дружный коллектив дома-интерната. Сотрудники не только помогали больным и старым, занимаясь с ними речью, танцами, сценическим движением, но и сами так увлеклись, что тоже стали актерами. А шикарные костюмы по ночам шила директор Лидия Стародубцева. Оказалось, у нее необыкновенный талант не только руководить непростым социальным учреждением и решать сложные бытовые вопросы интерната.

Загорелись идеей и проживающие. Принимали всех: у кого-то лучше получалось танцевать с Юлией Ярмухамедовой; кто-то поставил себе целью (и это, заметьте, люди не совсем здоровые, мягко говоря) стать настоящим актером; кто-то рисовал и делал декорации под руководством Ольги Швечковой. Врачи, наблюдающие подопечных дома-интерната, очень сомневались, что люди, у которых в медицинской карточке написано «нет оперативной памяти», то есть они не могут ничего запоминать, или которые физически не могут даже ходить нормально и говорить, смогут заучивать длинные роли, репетировать, танцевать.

В случае с тарусскими артистами из интернатовского театра медицина ошиблась. И это счастье. Через некоторое время регулярных занятий у проживающих резко улучшилось общее самочувствие, многие показали чудеса развития речи, двигательных функций, повысился интеллект. А какой психологический настрой теперь в доме-интернате! Он и раньше был одним из лучших учреждений социальной сферы области, но теперь это одна большая семья, сплоченная команда.

В последние годы много говорят об инклюзивном образовании, воспитании. Но по-настоящему, на мой взгляд, пока нигде толком ничего не получилось. Инклюзивное образование, например, сейчас выливается в домашнее обучение детей, в чем-то не соответствующих стандартам. В детские сады по-прежнему практически нельзя устроить ребенка-дауна, например. Городская инфраструктура не приспособлена для колясочников, слепых и глухих. В обществе все больше растет недовольство по выхаживанию маловесных недоношенных, которые могут пополнить ряды инвалидов, и на всех «не таких» продолжают тыкать пальцем. В Тарусском доме-интернате сделали все по-человечески. Это и есть инклюзивный подход - создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей.

Театр Тарусского дома-интерната впервые приехал на фестиваль «Дети режиссера Станиславского». Стало любопытно, и я пошла. Конечно, это не тот театр, где великое мастерство, где все безукоризненно. Бывало, актеры на несколько секунд забывали текст, движения в танце, какая сейчас сцена. Это ведь вполне может быть и в театре высокого ранга. Но играли между тем эти актеры лучше, чем все, которых пришлось увидеть  за все три года на фестивале. Я отвечаю за свои слова. Для меня это стало неожиданностью. И это тот случай, когда работой режиссера удовлетворен на сто процентов и полностью понимаешь все, что он хотел поставить и сказать.

С радостью я узнала, что необычный театр из маленькой Тарусы уже завоевал симпатии не только калужан и тарусян, но и стал лауреатом  Всероссийского конкурса театральных коллективов «Пока горит свеча» в Коломне, где особо отметили Сашу Коновалова, чудесно и органично сыгравшего Мишеньку в «Женитьбе Бальзаминова». Того Сашу, который говорить-то толком не умел, не только актерствовать.

А на 75-летний юбилей дома-интерната, который был в декабре, театр пенсионеров, больных, психологов, воспитателей, санитарок, медсестер и водителей дал спектакль в Тарусском центре культурного развития с аншлагом.

Сегодня режиссер драматического театра Лина Веселова, которая работает в доме-интернате волонтером, возглавляет еще и один из старейших народных театров  области. Тарусскому любительскому театру уже сто лет. Его основали еще сестры Поленовы в соляном амбаре. Сменив на этом посту талантливого режиссера Владимира Иванова, Лина уверена: у маленьких театров большой потенциал.

Татьяна ПЕТРОВА.

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.