Тарусскому предприятию исполнилось 50 лет

Свой 50-летний юбилей 30 апреля отметит одно из старейших предприятий города ООО «НХП Тарусский художник». Многие тарусяне до сих пор называют его экспериментальным заводом: один из прежних ведущих его цехов – цех художественной керамики  в своё время стал правопреемником производства. Предприятие народных художественных промыслов продолжает выпускать удивительной красоты и качества посуду и сувениры.

 

Своё, родное

 

Несмотря на трудности, с которыми сегодня сталкиваются народные промыслы — им не так-то просто удержаться на плаву, когда рынок переполнен – предприятию удаётся сохранять коллектив. Тарусские гончарные изделия — это полностью ручная, штучная работа. Она по определению не может конкурировать с дешёвым масс-маркетом. От сбыта здесь зависит всё, и «Тарусский художник», возглавляемый гендиректором Евгением Ситниковым, ищет пути для реализации своей продукции.

В фирменном магазине, что работает на территории, представлено всё её разнообразие. Скоро начнётся туристический сезон, и гости города потянутся сюда за красотой. Спросом пользуются и сувенирные тарелки с тарусскими гусями, и шикарные горшки для запекания, и глиняные кружки, из которых чай будет ещё ароматнее. Ассортимент огромен. Зайдёт человек, возьмёт горшочек, подержит его в руках и ощутит тепло – древняя гончарная магия, не иначе.

Все формы изделий простые и лаконичные, рисунки на них, можно сказать, родные: мотивами росписи становятся цветы, листья, ягоды и фрукты, узоры. При декорировании мастера делают в том числе прорезной декор – на поверхности процарапывается узор, потом изделие подвергается лощению, а в рисунок забиваются цветные глазури. Возрождён в Тарусе и традиционный способ обработки гончарных изделий – чернолощение, когда сырую посуду до блеска натирают чёрной глиной ещё до обжига.

Для керамики используется отечественное сырьё и материалы, глину привозят из Орловской области. Абсолютно все этапы производства – формовка на гончарном круге, лепка, литьё и формование в гипсовых формах и, наконец, изящная роспись – ручной труд. Кропотливый, непростой, часто ещё и физически тяжёлый. Этими умениями мастерски владеет небольшой коллектив «Тарусского художника».

 

Как это было

 

Наверное, в каждой тарусской семье когда-то имелись (а может, сохранились до сих пор) деревянные расписные доски, хлебницы, глиняные кувшины и чашки. «Это на экспериментальном у нас делали», – помнят люди и не спешат с этой посудой расставаться.

А начиналась история гончарного предприятия с преобразования Тарусского завода бытовой химии в экспериментальный завод НИИ художественной промышленности. Приказ был подписан 30 апреля 1974 года. Создавал завод главный инженер НИИ художественной промышленности Виктор Крапивин, на основе местной традиции был разработан технологический цикл. В Тарусе появились новые рабочие места, будущих мастеров готовили в профессиональном училище № 34. Директором экспериментального завода был назначен искусствовед Вячеслав Шальнев.

Завод задумывался как научно-исследовательская база – искусствоведы, художники, мастера разрабатывали образцы, чтобы потом внедрять их по всему Советскому Союзу. На работу приезжали выпускники Мухинского, Абрамцевского и Кунгурского художественных учебных заведений. В Тарусе занимались художественной резьбой по камню и дереву, росписью по дереву, ковкой металла, батиком, делали керамику. Известные тарусские творческие семьи –Пилипенко, Спешинские, Самолётовы, Кондрашовы когда-то работали на тарусском экспериментальном. В конце 80-х годов прошлого века предприятие достигло своего наивысшего расцвета.

В перестроечные годы экспериментальный завод стал самостоятельной единицей, переживал непростые времена (их и сейчас никак не назвать лёгкими), в итоге из всех цехов предприятия выжил только керамический – нынешний «Тарусский художник».

 

И оживает красота

 

– Спасибо всем работникам предприятия, кто стоял у его истоков, в разное время развивал его.  А самое главное  – спасибо тем, кто сегодня работает с нами. Людям, которые остаются преданными народному художественному промыслу, своим трудом и творчеством позволяя нашему предприятию жить и работать, – подчёркивает гендиректор Евгений Ситников.

Художник Оксана Родионова в совершенстве владеет техникой художественно-кистевой росписи, помимо неё сейчас занята ещё и литьём. Из-под её кисти выходят прекрасные рисунки, буквально преображающие любую форму – цвета их насыщенные, природные. На предприятии она трудится 38 лет. Изделия расписывает цветными ангобами на основе белой глины.

Всегда под рукой палитра для смешивания тонов: нужно, чтобы лепесток или листик получились объёмными и живыми. В белый ангоб добавляются натуральные пигменты, так получается разноцветье. Также при росписи используется глазурь. Можно часами наблюдать, как рождается эта удивительная красота  – а для Оксаны Родионовой она стало ремеслом, отточенным с годами, и, конечно, частью жизни. Вместе с ней на производстве много лет трудится её коллега, художник Татьяна Чепурина. Пишет по терракоту, по чёрной глине – её узнаваемые мотивы «Гербарий» и «Яблоневый цвет» покупатель знает и любит.

Формовщица Людмила Коленова занята трудом очень непростым – формовка в гипсовых формах требует сил и навыка. Толщина изделия должна быть одинаковой, чтобы оно потом не потрескалось при сушке и обжиге. Формовочно-гончарная масса похожа на пластилин, она стоит в форме сутки. Потом её аккуратно вынимают и обрабатывают. Аккуратность, терпение и верность выбранной профессии  – одна из лучших сотрудниц предприятия работает здесь уже 23 года. В этом году её портрет украсит Доску почёта трудовой славы Тарусского района.

Глазуровщица Татьяна Минаева покрывает готовые изделия бессвинцовой глазурью. Это важный этап производства – изделие окунают в раствор или обрабатывают его с помощью пульверизатора. Чтобы глазурование было качественным, равномерным, нужно знать все тонкости этого процесса. Опыт у мастерицы большой, на предприятии она трудится 17 лет. Каждый день через её руки проходят сотни экземпляров изделий.

Работа упаковщика-контролёра ОТК Светланы Канаевой начинается с печи – она занимается продукцией, уже прошедшей обжиг. Красота рождается при температуре 1 100 градусов –сутки печь набирает её, сутки остывает. Готовую керамику контролёр проверяет на качество, чтобы не было сколов и трещин, маркирует и упаковывает в коробки. Завершение всей большой истории, которую проходит партия, происходит под её чутким руководством. Предприятию Светлана Канаева отдала 23 года, работу свою знает и любит.

Вместе с коллегами в ООО «НХП Тарусский художник» трудятся массозаготовители Александр Дмитриев и Игорь Поляков, обжигальщик Анатолий Сергеев, главный бухгалтер Ирина Фомина, менеджер по сбыту Наталья Крылова, продавец магазина Зинаида Симарёва, мастер цеха Валентина Дьякон. Все они – настоящие подвижники и хранители народного искусства, чья работа заслуживает самого искреннего уважения.

 

Ольга Коленова

Фото автора