Память павших жертв фашистской оккупации почти автопробегом

Всего на территории  Тарусского района находятся девять  братских могил. Кроме того, имеются индивидуальные захоронения на городском кладбище, в районе деревень Некрасово.

В 1950-1955 годах по всему району происходило перезахоронение останков военнослужащих из разрозненных могил в большие братские могилы в крупных населённых пунктах.

Иногда воинские захоронения обнаруживались в ходе строительных работ, работы поисковых отрядов. Тогда происходило перезахоронение в ближайшую братскую могилу. Индивидуальные могилы погибших воинов обустраивались после боев  местными жителями, свидетелями тех страшных событий. Случалось, что возникала необходимость переноса останков в связи со строительством, работой карьера, как это было в д. Похвиснево. Тогда инициаторами перезахоронения снова выступали местные жители, стремясь сохранить память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

В деревне Похвиснево Тарусского района Калужской области  в июле 1988 года было проведено перезахоронение останков  воина, погибшего зимой 1941 года.

Весной 1941 года, когда растаял снег, на окраине деревни под сосной нашли его жители деревни. Когда и как он погиб – неизвестно.

Пелагея Алексеевна Куренкова вспомнила: «Молоденький был солдатик. В каске, в шинели. Лицо было сильно изуродовано, наверно осколок в голову попал. Документов при себе не имел, потому и остался неизвестным». Татьяна Гавриловна Никишина вспоминала: «Могилы как таковой не было. После войны приехал  фронтовик Михаил Петрович Никишин, восстановил могилу, обустроил. Пионеры из школы стали поддерживать порядок, посещали могилу, цветы возлагали».

В 80-е годы в районе могилы стали разрабатывать карьер. После обращения в газету «Сельская жизнь» Галины Ивановны Суриновой было решено перезахоронить останки неизвестного воина недалеко от Ильинского сельсовета.

Перезахоронение осуществила поисковая группа СПТУ- 34, командир Александр Нечин, комиссар отряда – второй секретарь РК ВЛКСМ Павел Моисеев. При вскрытии могилы были найдены 5 осколков, 2 пуговицы с пятиконечными звездами, маленькая связка проволоки, патрон от трёхлинейки, разбитое зеркальце, мелкие пуговицы от гимнастёрки, крючки.

В 1989 году  поисковым отрядом по просьбе местных  из деревни Лизнево  перенесены останки  четырёх погибших воинов. Их имена так же не установлены.

Житель деревни Вятское, свидетель и участник декабрьских событий 1941 года Поваров Николай Павлович поисковому отряду музея Боевой славы Тарусской средней школы №1 им. М.Г. Ефремова в ходе экспедиции рассказал о том, как уже после освобождения Тарусы, 4 января 1942 года, в деревню вошли фашисты, заняли оборону, расположившись в домах и на окраине деревни, выгнав жителей в сараи, подвалы, бани. На рассвете со стороны Любовцово, от деревенского кладбища с крутого холма стали спускаться советские части, двигавшиеся на передовую. Это были явно свежие, недавно сформированные, хорошо экипированные (в полушубках, валенках)  воинские подразделения Советской армии. Удар оказался неожиданным. Фашисты из пулемётов, автоматов, миномётов начали обстрел застигнутых на марше советских солдат. Завязался бой.  Затем он продолжился на деревенской улице, в домах. Не все жители деревни успели спрятаться, поэтому и среди них были жертвы. В рукопашной схватке прямо у домов полегло немало солдат. Фашисты отступили. А местным жителям, в том числе шестнадцатилетнему юноше Николаю Поварову, пришлось собирать погибших  и укрывать до весны, так как морозы тогда стояли жестокие, до 40 градусов. Насчитали 73 советских воина и около 40 тел фашистов. Позже, когда оттаяла земля, братскую могилу выкопали на холме, неподалёку от кладбища, на месте гибели советских воинов.

Братское воинское захоронение советских воинов местными жителями было обустроено по мере сил и возможностей. После войны, когда вернулся с фронта житель Вятского Леонид Яковлевич Гончаров, могила была обозначена памятником, оградой. Долгие годы Леонид Яковлевич и другие жители деревни  на свои средства поддерживали внешний вид этой братской могилы, установили памятник-пирамидку со звездой, ограду, высадили голубые ели.  В ходе исследования 2009-2010 г. установлено, что в 70-х годах захоронение в д. Вятское  в ходе районных мероприятий было условно, в виде урны с землёй, перенесено в братскую могилу д. Кресты. С этим не согласились местные жители и продолжали поддерживать воинское захоронение. Оно и сегодня благоустраивается по инициативе активных граждан и не числится в официальных списках воинских захоронений.

В  2023 году по инициативе Тарусского Совета ветеранов на памятных мемориалах в Тарусском районе были установлены таблички с именами расстрелянных фашистами мирных жителей. 

В районном центре  у мемориала памяти погибших тарусян на берегу Оки будет так же установлена доска с именами расстрелянных в период оккупации жителей города Тарусы.  Это партизан Шумилин Филипп Григорьевич. Его могила до 90-х годов находилась в парке на берегу Оки. В период оккупации врагом на территории Тарусского района с 24 ноября  по 17 декабря 1941 года действовала диверсионная группа, состоящая из жителей Тарусы, под командованием Аксенова В. В.  По доносу предателя Аксенов В.В. и Шумилин Ф.Г. были схвачены врагом. При попытке побега 10 декабря 1941 года Шумилин Филипп Григорьевич был убит фашистами в районе д. Кузьмищево. В колхозе им. Ленина Сивцевского сельского совета были схвачены по доносу предателя, зверски избиты, а затем повешены члены партии Родионов Василий Данилович, Лаврушкин Михаил Васильевич. В д. Слащево  Патетинского сельсовета был расстрелян директор сельхозбанка, член партии Сукачев Мефодий Александрович. В д. Глинищи Патетинского сельсовета 12 декабря 1941 года расстреляли жителя Тарусы, члена партии, кандидата пленума РК ВКП(б), бывшего зав. сберкассой Галкина Ивана Петровича. Из Тарусы с семьёй в село Трубецкое был выселен, а затем  расстрелян работник райкома, член партии Блинников Егор Фомич. В деревне Глинищи  Патетинского сельсовета 2 декабря 1941 года расстреляны тарусянки, комсомолка Аверина Вера Сергеевна, 18 лет, и её сестра Евдокия Сергеевна Аверина, 25 лет.

Чтобы помнили о цене нашей победы над захватчиками,   необходимо восстанавливать, распространять среди молодого поколения страницы истории, документальные свидетельства той страшной войны, когда наши предки боролись с фашизмом. Памятные знаки, воинские захоронения будут всегда священным местом для наших граждан, для патриотов своей Родины.

 

Виктория Губарева