В тарусском музее семьи Цветаевых открылась новая выставка

«Государственные курсы «Искусство движения» и Таруса»

 

 – выставка под таким названием проходит в эти дни в музее семьи Цветаевых. Она рассказывает о государственных курсах «Искусство движения», которыми руководила старшая единокровная сестра Марины Цветаевой, последовательница Айседоры Дункан, хореограф и педагог Валерия Ивановна Цветаева (1883-1966).

 

Выставка посвящена 140-летию со дня рождения Валерии Цветаевой. Историк по профессии, она увлеклась хореографией уже в зрелом возрасте. Балетное обучение прошла в классе Большого театра. В 1920 году организовала в Москве курсы, где преподавала танцы и пластику, основываясь на новаторской методике легендарной Дункан.

 

Дочь профессора, основателя Музея изящных искусств (сейчас – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Ивана Цветаева и оперной певицы Варвары Иловайской, она с детства впитала в себя чувство красоты и гармонии. Известно, что Иван Владимирович был просто влюблён в древнегреческое искусство. Блестящей пианисткой была и его вторая супруга, мать Марины и Анастасии, Мария Мейн. Музыка в семье Цветаевых звучала всегда. Это отчасти объясняет, почему душа Валерии так отозвалась на «чистое искусство» античной пластики Айседоры Дункан, где движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей. В этом смысле Дункан стала новатором, её школа существенно отличалась от классического русского балета. «Она хотела танцевать не танцы, а музыку», – писал об иностранной танцовщице, выступавшей в греческой тунике, нарком просвещения Луначарский.

 

С 1924 года каждое лето Валерия Цветаева привозила своих студентов в тихую Тарусу. Она считала, что почувствовать танец можно именно на природе. А лучшей природы, чем тарусская, в представлении Валерии Ивановны, конечно, не было. Молодёжь отрабатывала акробатические этюды на берегу Оки, давала концерты, участвовала в местной культурной жизни. Время, проведённое здесь, было наполнено творчеством и радостью. Помимо собственно занятий молодые люди заготавливали сено и работали на колхозных огородах. Под общежитие город выделил им помещение школы, а потом и Воскресенской церкви, к тому времени не действующей. Здесь девушки чисто вымели полы и расставили букеты полевых цветов.

 

Одна из любимых учениц Цветаевой, Елена Михайловна Замятина, стала её соратницей, а потом, когда Валерия вышла на пенсию, продолжила её дело. В экспозиции представлены уникальные материалы, дар музею дочери Замятиной Екатерины Морозовой-Утенковой и её семьи. Основная их часть – фотографии с тарусских классов, ранее не публиковавшиеся. Один из документов очень точно характеризует ту эпоху: это справка об ударной работе госкурсов за подписью председателя Тарусского райисполкома. В ней говорится, что бригада учащихся в количестве 14 человек и бригадиром тов. Замятиной обслуживала с концертами во время уборочной кампании 20 колхозов в районе. А тов. Орнелли (он запечатлён на фото во время акробатического этюда) читал доклад о социалистическом строительстве и международном положении. «Ударная работа госкурсов «Искусство движения» может служить отличным примером молодняку других художественных школ», – констатирует председатель райисполкома.

 

На открытие выставки, которую представила директор музея Елена Климова, пришли три поколения семьи Утенковых. Екатерина Петровна Морозова-Утенкова поделилась воспоминаниями о своей маме Елене Замятиной и Валерии Цветаевой. Когда Елена впервые попала на занятия по методу Дункан, она была просто очарована личностью Валерии Ивановны. Курсы готовили людей высокой культуры, это было, своего рода, воспитание красотой. Студенты слушали лекции по истории искусства, истории России, в Тарусе знакомились с местными народными промыслами, деревообработкой и вышивкой. В 20-е годы прошлого века искусство вышло на улицы – это было время концертов, литературных объединений, поэтических встреч. Девушки – вчерашние выпускницы гимназий – оказались перед этим новым искусством, и оно их, конечно, захватило.

 

Таруса появилась в жизни Елены Замятиной благодаря Валерии Цветаевой. Та разглядела в ученице талант и способность стать её правой рукой в деле студии. Позже Елена Михайловна признавалась, что здесь, в Тарусе, и была её настоящая жизнь – с работой, любимыми занятиями и надеждами на будущее. На госкурсы «Искусство движения» в маленьком городе принимали всех, кто хотел. Танцевали под музыку великих композиторов, соединяя хореографию и акробатику – всё, на что способно человеческое тело в крайних своих пределах. Валерия Цветаева искренне считала, что свободное искусство танца раскрывает красоту человека, а значит, танцевать должны все.

 

Дочь Екатерины Морозовой Утенковой, художница Елена Утенкова-Тихонова представила фотографии из личного архива, связанные с Тарусой, «местом счастья» уже для нескольких поколений её семьи. Интересно, что в конце концов на курсы Цветаевой в газетах посыпались обвинения. Но Валерии Ивановне удалось сохранить своё дело, в 1930 году госкурсы реорганизовали в Московский балетный техникум, который вошёл в систему образования СССР. Её мечта соединить танец и цирковую акробатику позднее всё-таки воплотилась в жизнь. Балетный техникум слился с цирковой студией и спустя ряд реорганизаций стал Государственным училищем циркового и эстрадного искусства. Среди его известнейших выпускников были знаменитые клоуны Карандаш, Михаил Румянцев (сейчас учебное заведение носит его имя) и Олег Попов, Геннадий Хазанов и Ефим Шифрин, блестящие певицы Елена Камбурова и Жанна Бичевская.

 

Своей интересной находкой, обнаруженной во время работы в архиве Калужской области, поделилась краевед Раиса Палчук. Это арендный договор, заключённый между «Местхозом» и Государственной московской студией в лице Валерии Цветаевой. В документе говорится, что она снимала на лето до начала нового учебного 1925 года дом на углу улиц Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Студенты жили в здании больницы, оборудованной под общежитие. Сейчас на этом месте находится гостиница «Таруса». Арендатору разрешалось в утреннее время пользоваться садом, когда таковой не будет занят организацией РЛКСМ (Российский ленинский коммунистический союз молодёжи).

 

Выставка в музее семьи Цветаевых продлится до 13 декабря.

 

Ольга Коленова

Фото автора