Тарусяне отвезли гуманитарный груз в Первомайск

 
              ОДИН ДЕНЬ В ПЕРВОМАЙСКЕ И ПОПАСНОЙ
                                      
                                         Путевые заметки
     В середине ноября наш гуманитарный конвой выехал из Ферзиково и Тарусы в Первомайск, на луганщину. Дорога длинная, долгая. Ехали всю ночь. Вначале оживлённо разговаривали. Знакомились. Главы соседних Тарусского и Ферзиковского районов – Михаил Леондович Голубев и Алексей Сергеевич Волков. Предприниматель из Калуги Сергей Анатольевич Дмитриев. Глава фермерского хозяйства из Ферзиковского района Владимир Александрович Козлов. Водители Александр Лукашов и Константин Дёмин.  «Догложитель» Первомайска Алексей Сергеевич Волков: количество его поездок – под тридцать, он уже сбился со счёта. Так что походным атаманом у нас был он. По разговорам было понятно, что не первый раз едут в Первомайск Дмитриев и Козлов. Утром, с восходом солнца, мы были уже на месте. 
 
                      Позывной – «Добрый»
 
О нём стоит рассказать более подробно. И как о человеке, и как об офицере. Но для этого рядом с ним нужно побыть подольше. А пока – эскизно.
Заместитель командира тяжёлого гаубичного артиллерийского дивизиона им. Маршала Г.К. Жукова, подполковник, в настоящее время исполняющий обязанности командира дивизиона. Его позывной – «Добрый». Таким он мне и показался, пока мы разговаривали, передавали его солдатам гуманитарные грузы, потом завтракали. Вскоре он с нами расстался, пояснив, что должен сделать кое-какие служебные дела. Вечером, после нашей поездки в Попасную и на полигон, снова приехал и проводил нас в обратный путь, в родную Калугу. «Добрый» тоже калужанин, как и большинство его подчинённых. 
Встретил он нас в Первомайске на площади у памятника Ленину. Подъехал на тёмно-зелёном уазике «Патриот». Кстати, «Патриоты» и «буханки» ценятся здесь особо. Правда, часто ломаются, так что к ним всегда требуются запчасти, особенно части ходовой. Но война выбрала именно эти машины. На них перевозят, спасают раненых, доставляя их на стационарные и хорошо оборудованные пункты медицинской помощи. На днях сообщили, что в Питере такой фронтовой машинке поставили памятник. Надо заметить, заслуженно. Эти тёмно-зелёные, латаные-перелатаные труженицы каждый день доставляют на позиции всё необходимое. На них воюют. Видимо, поэтому у нас в глубине России так подскочили цены на б/у «буханки», наверное, раза в четыре, а то и в пять. Но это уже другая тема, под названием «Кому война»… И в Попасную он нам сразу посоветовал ехать не на своих машинах, предложил как раз «буханку» и «Патриот». «Буханка» – калужская, её переправили сюда ещё летом. Бегает, служит исправно.
В этот день было ещё тепло, солнечно, и «Добрый» всегда был без головного убора. Выглядел как настоящий офицер: гладко выбрит, хорошо подогнанная форма без знаков различия, немногословен, уверен в себе. Приказы своим подчинённым отдавал тем же спокойным тоном, изредка что-то уточнял, чтобы результат был таким же точным и исчерпывающим. Заметил: знаками различия здесь не щеголяют. Офицеров можно распознать по уверенному тону и, пожалуй, по умению носить форму. 
Когда заговорили о наших потерях, «Добрый» сказал, что они, дивизион им. Маршала Г.К. Жукова, за всё время боёв потеряли девять человек. Весной этого года – сразу шестерых. Сказал – и некоторое время молчал.
– Мы тогда стояли в районе железнодорожной станции. Заняли пристанционное здание. До этого – всегда в землянках. Может быть, это и было нашей ошибкой. Прилетели два «хаймерса». Одна ракета упала шагах в десяти от угла здания, другая – точно в цель. Бетонные блоки и плиты буквально сложились. Шесть человек… Целый расчёт… Ребята из Боровского района, из Сухиничского, из других.
Заметил: тема погибшего расчёта для «Доброго» тяжёлая.
В этот день мы побывали там. 
Выбрались из растерзанной Попасной и помчались вдоль искромсанной лесополосы, справа за которой виднелась насыпь, рельсы и подвижной состав. Вагоны разного калибра и назначения теснились на путях. Их было много. Некоторые расцеплены и опрокинуты. Там и тут огромные воронки. Вначале ехали по узкой дороге, захламлённой разным военным мусором и кусками изрубленных во время артобстрелов деревьев. Водитель-сержант из дивизиона умело маневрировал среди препятствий. Заметно было, что эту дорогу он знал хорошо. Вскоре резко повернули вправо, остановились. Вот она, последняя «казарма» гаубичного расчёта «Пихты» и его товарищей. 
Как рассказал «Добрый», «Пихте» было пятьдесят восемь лет. Возраст и близко не призывной. На войну вырвался добровольцем, после нескольких неудачных попыток убедить, уговорить работников военкомата в том, что именно он, старый артиллерист, там нужнее других. 
Сержант-водитель рассказал:
– Я стоял на противоположном углу, вне здания, когда упал первый «Хаймерс». Меня смело взрывной волной. Может, поэтому и не зацепило, когда упал второй. Точно в нашу казарму. Она буквально сложилась. Когда я открыл глаза и начал вставать и осматриваться, мне показалось, что я нахожусь где-то в другом месте – здания не было. Дымились осколки блоков и бетонных плит. Начали вытаскивать тела убитых, выносить раненых. Раненых было много.
Казармой это пристанционное здание артиллеристы называют условно. Обычная советская постройка из силикатного кирпича, блоков и плит перекрытия. Её-то и облюбовали гаубичники для постоя и короткой передышки после изнурительных боёв за Попасную. 
Подполковник «Добрый»:
– Конечно, без наводки с такой точностью они отстреляться не могли. Когда попали, стрельбу сразу прекратили. Видимо, долго ловили нас. Крови мы им много попортили во время боёв за город и станцию.
На обломках плит светятся алые гвоздики. Я сказал водителю, указав на них:
– Цветы. Кто-то приезжал. Может, родственники?
– Да нет, – ответил он, – это наши ребята положили.
Боевое братство – категория прочная. Прочнее бетонных плит. И никакие «хаймерсы» разрушить её не в силах. 
 
 
                               Первомайск
 
Первомайск – районный центр Луганской Народной Республики. 
До 2014 года в Первомайске проживало около 77 000 человек. После 2014-го едва насчитывалось 2 000. Но, как пояснил мэр города Сергей Александрович Калягин, народ возвращается. Уже начинают работать предприятия, а значит, появилась работа. Требуются строители. Город и район восстанавливаются. В городе сейчас около 28 000 жителей.
Первое впечатление о Первомайске, соседнем Стаханове, Ирмино, Новоалександровке, Кировске, а также деревнях и сёлах, которые открывались перед нами справа и слева от шоссе: такой была средняя Россия в конце 80-х, начале 90-х годов. Неухоженность, заброшенность. Конечно, свою разрушительную работу провела здесь война. Ландшафт такой: владеющий грядой стратегически важных высот при достаточном количестве боеприпасов может диктовать свои правила всей округе на 20-30 километров. Люди бросали жильё, клочки своей кормилицы земли и бежали от обстрелов куда глаза глядят – кто в Россию, кто на запад, за родные холмы…
Но освобождённый край уже восстанавливается, оживает. Нацистов отогнали от Первомайска. Хотя дальнобойные ракеты сюда время от времени прилетают.
Когда мы вышли из машины на площади возле памятника Ленину, к нам тут же подошли люди в гражданском. Оказалось, строители. Да ещё и земляки. Строители на Луганщине  – особый, и очень важный род войск.
По возращении в Тарусу я получил из Министерства строительства и ЖКХ правительства Калужской области за подписью министра Вячеслава Вячеславовича Лежнина такую справку:
Городской округ «Город Первомайск, ЛНР.
В 2022 году в полном объёме восстановлены 56 объектов, в т.ч.:
– 3 школы;
– 3 сада;
– 27 многоквартирных жилых домов;
– 10 котельных;
– 9 кабельных линий электропередачи;
– 1 объект водоснабжения;
– 1 досуговый центр;
– 1 больница;
– 1 детская школа искусств.
В 2023 году планом предусмотрен ремонт 48 объектов (в н.в. завершено 46), в т.ч.:
– 35 многоквартирных домов;
– 2 образовательные организации (центр внешкольного образования, спортивная школа);
– 1 учреждение здравоохранения (отдельные кабинеты);
– 1 помещение под размещение многофункционального центра;
– 7 объектов коммунального хозяйства (1 газовая котельная, 3 трансформаторные подстанции, 2 участка тепловых сетей, 1 участок сетей водоотведения);
– 2 объекта культуры.
Объём работ огромный. Восстановить послевоенный Первомайск – это всё равно что восстановить наше Людиново или Боровск. Кроме бригад калужского Минстроя, трудятся здесь и волонтёры. О них расскажу в другой раз.
Первомайск типичный прифронтовой город. Безлюдно. Редкие машины – военные. Проносятся, размахивая крыльями камуфляжных сеток. «Уралы», «Камазы», «Уазы». Вот и пригодились родные, отечественные марки автомобилей, а сколько и как ругали их. Их, правду сказать, и теперь ругают, и есть за что. Но, представьте, что их бы теперь, когда клюнул жареный петух, не оказалось…
Как свидетельствуют справочники, история Первомайска восходит к основанию посёлка Александровка, входившего тогда в состав Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Во второй половине 19-го века здесь началась добыча каменного угля, в 1872 году открыт Петро-Марьевский рудник. Постепенно рудник и его посёлок поглотил Александровку. В 1920 году Петро-Марьевку переименовали в Первомайск. В 1938 году рабочий посёлок получил статус города районного подчинения. 
В Великую Отечественную войну Первомайск был оккупирован немецкими войсками. Произошло это в июле 1942 года. Оккупация длилась год и два месяца. На здании администрации города мемориальная доска: «3 сентября 1943 года частями 266 стрелковой дивизии 3-й гвардейской армии Юго-Западного фронта был освобождён г. Первомайск от немецко-фашистских захватчиков». 266-я стрелковая дивизия третьего формирования из числа Сталинградских. Формировалась в Куйбышеве и Сызрани. Именно там, на Волге, она начала свой боевой путь. Завершила в Берлине у рейхстага. Имела почётное наименование Артёмовско-Берлинской Краснознамённой, ордена Суворова. Отличилась в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции, во время форсирования Днепра, затем Днестра, в дни боёв весной 1945 года на Кюстринском плацдарме. Вокруг мемориальной доски пулевые пробоины, сколы кирпича. Следы событий июля 2014 года. Тогда Украина пыталась восстановить контроль над шахтёрским русским городом. Но казачий полк атамана Николая Козицына отбил все атаки ВСУ. Комендантом города был назначен Евгений Ищенко, который умело руководил обороной Первомайска, поддерживал здесь порядок, следил за исправной работой инфраструктуры. Личность неординарная, противоречивая. Позднее он погиб на трассе Первомайск-Лисичанск: его машину обстреляли неизвестные 23 января 2015 года. Об Ищенко в Первомайске рассказывают легенды.
 Во время обороны в 2014 году город находился на линии огня и подвергся значительным разрушениям. Но оккупантов и нацистов из ВСУ шахтёры и казаки в свой дом не пустили. Пострадали жилые дома, здания городской инфраструктуры, предприятия. Их-то сейчас и восстанавливают калужане. В дни боёв 2014 года частично разрушены 285 многоквартирных домов; 80 – полностью. Характерно то, что артиллерийский огонь со стороны ВСУ особенно интенсивно вёлся по школам, как будто расчёты на той стороне получили приказ загнать детей Первомайска в подвалы и не выпускать их оттуда, и приказ этот ревностно исполнялся. Во время тех обстрелов погибло около 700 мирных жителей. Точной цифры пока ещё нет. Были дни, когда город оказывался под перекрёстным артиллерийским огнём. После подписания в феврале 2015 года Второго минского соглашения, которое в народе справедливо называют позорным, один из участков линии разграничения сил в Донбассе проходила по северо-западным предместьям города. По данным последней всеукраинской переписи населения, проведённой в 2001 году, население Первомайска составляли: 65,9 % – украинцы; 27,3 % – русские; 1,1 % – белорусы. Первомайск стоит на реке Лугань. Через город проходит ветка Дебальцево-Попасная Донецкой железной дороги. Той самой, где погибли подчинённые подполковника «Доброго» – старый артиллерист «Пихта» и его боевые товарищи.
Фронт от города недалеко. На северо-западе и западе тяжко погромыхивает. Идёт бой. Наши войска сдерживают атаки нацистов. На некоторых участках сами пытаются атаковать. Но пока, чтобы избежать излишних потерь, осторожно, локально.
 
Продолжение следует...
 
Сергей МИХЕЕНКОВ.
Писатель, военный историк