Ехала студентка в школу

27 октября 2020 года исполнилось 40 дней со дня смерти Гунченковой Юлии Львовны (1938-2020).


Много лет она работала учительницей географии и биологии в Тарусской средней общеобразовательной школе № 1 имени Героя России М.Г. Ефремова. За добросовестный профессиональный и общественный труд была удостоена почетного звания «Отличник народного образования РСФСР».


В ее долгой жизни было много праздничных и тревожных событий. Об одном из поучительных эпизодов рассказывается в этом дорожном очерке.


После зимней сессии секретарь парткома факультета географии и биологии Смоленского педагогического института Владимир Ошеров пригласил в кабинет студентку Юлию Гершон. В кабинет уверенно вошла белокурая, миловидная девушка в сером костюме. Сидевший за столом молодой мужчина в коричневом костюме встал, вышел навстречу студентке, приветствуя, пожал ей руку, предложил сесть к столу. Сам сел напротив.


- Что-то случилось, Владимир Александрович? - спросила она.


- Да, случилось. Это касается администрации института и лично вас.


- Может, без меня обойдетесь?


- Не обойдемся. Из Министерства образования мы получили документ. В нем сообщается: нашему факультету нужно выделить специалиста по географии и биологии в Болдинскую 7-летнюю школу Сафоновского района Смоленской области.


- У них в штате имеется инспектор по географии.


- Имеется, но учитель заболел, а ждать некогда.


- Владимир Александрович, почему именно я обязана ехать? Мне осталось полгода учиться до выпускных экзаменов (тогда буду аттестованным преподавателем). К тому же в городе Сычевке у меня живет больная мама. Из троих ее детей я, младшая, ее основная опора. Часто навещаю, привожу ей лекарства, поддерживаю здоровье. Поездка в Болдино нарушает все мои планы.


- Извините, Юлия, но ваша кандидатура для этой командировки самая подходящая. Вы по всем предметам учитесь на отлично, вы – член партии, вы – заместитель председателя профкома факультета, вы – активная, общительная, подростки вас любят. К тому же директор Болдинской школы Юрий Князев и его жена Лидия два года назад окончили наш факультет. Знают вас по общественной работе в институте. Именно они просят, чтобы вы прошли учебную практику в их школе пока Лидия Князева в декретном отпуске.


- А кем работает в этой школе ее муж?


- Он директор школы и преподает историю.


- Значит, я буду работать три месяца в сельской Болдинской школе, и в апреле продолжу занятия в институте?


- Выходит так. В школе вы будете получать зарплату штатного учителя. Десять дней мартовских каникул проведете в Сычевке, у матери. И учебную программу института подтянете, - успокаивал её секретарь парткома.


Когда Юлия Гершон приехала домой в Сычевку, Татьяна Максимовна удивленно спросила:


- Почему так рано приехала?


Дочь объяснила причину приезда, дала матери необходимые лекарства. Уложила в чемодан учебники по географии, биологии с пятого по седьмой классы, и методические пособия по этим предметам для учителей. Уложила постельное белье, три пары рабочей одежды. Чемодан отправила багажом до железнодорожной станции в Сафоново. Дома не задерживалась. Мама проводила ее до автобусной остановки. На прощание Максимовна пожелала дочери счастливой дороги и незаметно перекрестила атеистку.


На железнодорожной станции в Сафонове студентке сообщили, что ее багаж отправлен на станцию Дорогобуж-на-Днепре. Время близилось к заходу солнца. Решила за чемоданом съездить в следующий день, а с дорожной сумкой успеть до вечера доехать на автобусе в город Сафоново, до которого – десять километров.


В молодом шахтерском городе с устройством в гостинице проблем не было. Поселилась в двухместном номере. Познакомилась с говорливой, полнотелой заведующей Руфиной Семеновной. Она напоила студентку чаем с овсяным печеньем, Юлия угостила ее вишневым вареньем и яблоками из домашнего сада. Через полчаса чаепития они, словно давние подруги, оживленно обменивались своими новостями.


Утром студентка, выпив с заведующей по чашке чая, заторопилась на автобус, следующий на железнодорожную станцию Сафоново. Оттуда на пригородной электричке прибыла до станции Дорогобуж-на-Днепре. Оттуда снова приехала до Сафоновской станции. С тяжелым чемоданом поднялась на переходной железнодорожный мост. Стала спускаться по лестнице. На середине её споткнулась, двумя руками вцепилась в перила. Серый чемодан с грохотом покатился вниз. Еще дома девушка перевязала его бельевой бечевкой, поэтому замочки не раскрылись. Молодой мужчина-попутчик помог донести чемодан в зал ожидания автобусной станции. Она открыла кошелек, чтобы оплатить мужчине за услугу носильщика, но он бурно запротестовал и занял общую очередь к автобусной кассе. Его автобус отправился раньше в другом направлении. Ее маршрутный автобус в город отправлялся перед закрытием кассы.


В зал ожидания часто входили и выходили пассажиры. Студентка смотрела на них равнодушно. Ее внимание привлекли трое мужчин. Никто из них не имел при себе личных вещей. Значит, местные жители, решила она. Двое симпатичных лет двадцати пяти. На голове у них черные шапки «пирожком» (модные в то время). Оба одеты в новые демисезонное пальто из серого сукна. Третий мужчина был ниже их ростом, плотного телосложения. Крупные черты его некрасивого лица обрамляла шапка-ушанка, одет в солдатский бушлат. Его короткая, толстая шея пряталась в грязном воротнике. Он хмуро посмотрел на студентку, на её новый чемодан. Один из молодых парней спросил Юлию:


- Куда едете?


- В Сафоново.


- Можем на такси доставить, - сказал он.


Она заметила, как грузный мужчина нехорошо улыбнулся. Чувствуя на себе продолжительный взгляд молодого человека, ответила:


- Нет, поеду на автобусе.


Он спросил у других пассажиров, кто желает ехать на такси. Желающих не оказалось. Мужчины молча вышли из зала. Юлия посмотрела им вслед. Мужчина в солдатском бушлате ей не понравился. Предположила, что именно он водитель такси. Мысленно представила, если попасться ему вечером на узенькой тропинке, то натерпишься страха.


Вскоре в зал ожидания вошла кассир и спросила:


- Кто из пассажиров едет в Сафоново?


Желающих оказалось трое. Женщина пояснила:


- Из-за троих человек водитель автобуса не поедет в Сафоново.


- Как это не поедет? Водитель обязан ехать в свой очередной рейс и с тремя пассажирами. Это его обязанность! В дороге тоже будут садиться люди, - подала голос Юлия Гершон.


- Вот еще нашлась праведница фифочка. Наших проблем не знает, а мораль нам читает. Девушка, не спорьте. Поезжайте на такси. Моя смена закончилась, закрываю зал, - ответила ей кассирша.


Студентка вышла с вещами на улицу. Наступали сумерки, на душе было скверно. Спросила у женщины, где находится стоянка такси. Собралась идти в ту сторону, но в это время к ней подошел юноша и сказал:


- Девушка, мы сейчас едем на такси в Сафоново. Имеется свободное место. Желаете ехать с нами?


Она охотно согласилась. Он помог ей донести чемодан до автомашины «Москвич». Водитель положил его в багажник. В салоне все места были заняты. Под ровную песню мотора машина тронулась в путь. Студентка успокоилась при мысли, что скоро будет в Сафонове, в шахтерском городке. Придет в гостиницу, где, наверно, беспокоится за неё Руфина Семеновна. Она выпьет с нею горячего чаю, переночует и утром поедет на автобусе в село Болдино.


Девушка недолго находилась в приятном настроении. Сперва в черте станционного поселка из машины вышла одна женщина с хозяйственной сумкой. Потом – вторая пассажирка. На окраине поселка вышел юноша. Студентка надеялась, что все они поедут до города Сафоново, а они, выходит, и не рассчитывали туда ехать. Она оказалась словно в ловушке. При свете фар такси мчалось по снежной дороге в темную даль. Она осталась одна в салоне и шофер подозрительно молчит. Студентка посмотрела в зеркало салона перед водителем и узнала в нем того мордастого мужчину, который заходил с двумя парнями в зал автостанции. Один из них предлагал подвезти ее в Сафоново на такси. «Может они его подельники. Наверно, мой чемодан привлек их внимание. Если так, то на лесном участке дороги они могут встретиться и проверить чемодан», - тревожили ее мысли.


Юлия бросила взгляд на свободные задние сидения, на карманы спинки передних кресел. Хотелось ей увидеть слесарный ключ, чтобы отбиваться в случае физического насилия.


Водитель увидел в зеркале ее испуганный взгляд, спросил:


- Что вас тревожит? Чего испугались?


Студентка поняла: надо не молчать, надо поддерживать с ним разговор, рассеять его надежды на то, что в ее чемодане нет никаких ценных вещей. Она ответила ему:


- Товарищ шофер, мне нечего бояться. Ни свободных денег, ни ценностей у меня не имеется. Я студентка пятого курса Смоленского педагогического института имени Крупской. Учусь на факультете географии и биологии. В вашей 7-летней Болдинской школе Сафоновского района с января этого года учительница географии и биологии ушла в декретный отпуск на три месяца. Наш институт послал меня в эту школу, чтобы временно заменить вашу сельскую учительницу. Надо помочь школьникам с пятого по седьмой классы, чтобы не отстали в изучении школьной программы. В чемодане у меня нет ни золотых, ни серебряных, ни бронзовых изделий. Нет меховой шубы. Там одни учебники: по географии, биологии и методическая литература для учителя. Имеется еще постельное белье, три пары обычной рабочей одежды. В городе Сычевке Смоленской области у меня живет мама – пенсионерка, имеет букет болезней, привожу лекарства, поддерживаю ее здоровье.


- Говорите, мол, студентка, концы с концами едва сводите, а сами нарядно одеты в дорогу, - подал голос водитель.


- Белую шапочку из кролика и зимнее пальто мне перед Новым годом подарила сестра Людмила. Она работает продавцом в Костроме. Меховые сапожки подарил старший брат Владимир. Он лейтенант медицинской службы. Спасибо им за помощь. Я сама купить обнову не могу. В Болдинской школе мне обещали платить зарплату учителя. Куплю матери какую-нибудь обнову... Вас я тоже не боюсь. Вижу человек вы приличный, семьянин. Работаете на такси, не считаясь со временем. Всегда востребованы. Всегда оказываете людям желанные, транспортные услуги. Мы, пассажиры, платим вам деньги за проезд. Доверяем вам свое самое дорогое, - это свои жизни. Сегодня в дороге я задержалась, и заведующая Сафоновской гостиницы, в которой я остановилась, наверно, переживает за меня, не ложится спать. Я с ней вчера подружилась во время чаепития...


Сдвоенный луч света от фар автомашины колыхался в темной глубине дороги. Дорога быстро мчалась им навстречу, скрывалась под колесами такси. К дороге с возвышенными снежными бордюрами с двух сторон близко подступал смешанный лес: березы, ели, осины, местами – одинокие дубы. Мрачные мысли не оставляли Юлию и после сообщения краткой биографии водителю. «Дошла ли до его сознания моя исповедь», - подумала она.


Вдруг луч света фар впереди усилился, стал ярче. Послышался шум мотора. Мимо их на высокой скорости промчалась автомашина «УАЗ», называемая в народе «козлик». Проехав вперед, она остановилась, преградила путь. Водитель тоже остановил такси. Ключ из замка зажигания спрятал у себя в нагрудном кармане бушлата. Находясь в салоне, запер все три дверцы машины. Девушке сказал:


- Сидите спокойно, я вас в обиду не дам.


Вышел из такси, запер свою дверцу. Все это он успел выполнить за короткое время, пока к нему шел мужчина из подъехавшей машины. Когда он подошел к таксисту и стал с ним говорить, Юлия узнала в нем молодого парня, который предлагал ей в зале ожидания станции подвести до города на такси.


- Ты еще не открывал её чемодан, не видел какой ценный клад везет? - спросил он шофера.


- Не открывал, но знаю: в чемодане «клад» есть, да не про нашу честь. Моя пассажирка - студентка Смоленского педагогического института. Учится на пятом курсе. Едет в нашу Болдинскую 7-летнюю школу. Там учителка ушла в декретный отпуск. Эта девушка будет временно работать за нее. В своем чемодане везет учебники, школьную научную литературу и постельное белье. Вот такое её богатство.


- И ты ей поверил? Не пойму, какими словами она тебя пленила. Посмотри, как она одета в дорогу? Бедные студентки так шикарно не одеваются. В сумочку ее не смотрел? Там и кошелек с деньгами, и украшения. На ней пальто, сапожки меховые - все новое. Есть чем поживиться!


- А её куда денешь?


- Оставим в лесу.


- Какой ты кровожадный! Видишь в этой студентке возможность обогащения? Уверен, что в ее кошельке имеется только студенческая стипендия, в сумочке ни золотых, ни серебряных изделий нет. Новое пальто и меховые сапожки на ней, это подарки сестры и брата. А живет она в Сычевке с больной матерью, пенсионеркой.


- Слушай, какими словами она тебя разжалобила! Наболтала всего-всякого, и ты поверил. Открой ее чемодан, проверим, что есть в сумке. Учти, ты – подельник, наш общаг надо пополнять, иначе братва с тобой поговорит, как следует.


- Знаешь что, не буду я помогать тебе грабить честных людей. Уезжай прочь с моей дороги. Студентку ждут в Сафоновской гостинице, беспокоятся. Я обязан довезти её в сохранности.


- Ну, смотри, с огнем играешь.


Сердитый парень в шапке «пирожком», громко матерясь, шел к своей машине. Когда «УАЗик» промчался в сторону железнодорожной станции, лишь тогда водитель такси продолжал путь в город. Он был уверен, что студентка слышала их возбужденный разговор и поняла, какую кампанию они представляют.


В Сафонове водитель довез её до гостиницы. На рокот машины выбежала заведующая Руфина Семеновна. Увидев студентку, завосклицала:


- Юлия Львовна, что случилось? Так поздно приехала! Мы так волновались! В милицию собирались звонить.


- Извините, Руфина Семеновна, что причинила вам беспокойство. Я сейчас рассчитаюсь с таксистом и приду в гостиницу. Вы легко одеты, можете простыть, идите в помещение.


Юлия заплатила таксисту больше, чем требовалось по счетчику. Водитель настоял, чтобы она приняла сдачу. Она поблагодарила его за мужественный поступок по спасению её от грабителя. В ответ он попросил ее никому не говорить о дорожном происшествии, иначе он будет лишен работы. Шофер взял её чемодан и легко отнес в гостиницу. По пути в гостиницу студентка сказала таксисту:


- Скажу вам на прощанье: кто живет на легкие, криминальные деньги, тот постоянно рискует попасть в тюрьму. Там, бедолаги, на работу и с работы ходят под конвоем вооруженных солдат. Помните везде и всегда: легкие деньги – начало беды не только для любителей жить за чужой счет, но и для ваших родителей, вашей жены и детей. Все же лучше работать на благо государства и любимой семьи, чем годами работать в зоне на государство, и жить с опасными преступниками.


Записал Игорь ГУНЧЕНКОВ.


► PS. Юлия Львовна успешно провела учебную практику в Болдинской школе. Окончив педагогический институт, работала по специальности в Сычевской средней школе Смоленской области. Вышла замуж за журналиста Игоря Гунченкова. В 1975 году с семьей переехали в город Тарусу, где она трудилась в Тарусской средней общеобразовательной школе № 1 им. Героя России М.Г. Ефремова. Ее общий педагогический стаж – 38 лет. Награждена нагрудным знаком «Отличник народного образования РСФСР». Умерла в Калуге 18 сентября 2020 года. Похоронена на калужском кладбище.


На снимке: Ю.Л. Гунченкова.


Фото из семейного архива, 1961 г.