«Восток» - дело холодное

Нужна ли России Антарктида? Скептики возразят: и без неё у нас проблем хватает. Но проблемы в стране были и будут: то гречки не хватает кому-то, то трубы где-то прохудились. Но без развития науки, защиты своих стратегических интересов Россия может исчезнуть с географической карты, как это случилось со многими великими цивилизациями.


Сейчас, когда 2020 год объявлен годом Антарктиды, вопрос о необходимости присутствия нашей страны на этом континенте не вызывает никаких сомнений. Да, мы многое потеряли за прошедшие 30 лет, когда нас потеснили другие страны. Но всё так же на ледовом континенте  продолжают нести свою вахту полярники. Один из них – наш добрый знакомый, Дмитрий Шепелёв из села Вознесенье Тарусского района.


-  Дмитрий, вы снова на «Востоке»! Как долго будет продолжаться эта зимовка? Каковы её цели и задачи?


- Экспедицию можно разделить на два этапа. Первый – дорога до станции «Восток» и обратно, что занимает около четырёх месяцев. Второй этап – собственно, сама зимовка. Как правило, она продолжается двенадцать месяцев. Ровно на такой же срок завозятся продукты питания, дизельное топлива и все необходимое для жизни полярников.


Наша первоочередная задача - геополитика, а именно, наше присутствие на континенте, и именно на полюсе холода. Россия усиливает своё присутствие в Антарктиде. А это - строительство нового зимовочного комплекса на станции «Восток». В 2022 году начнётся зимовка на станции «Русская», планируется расширение научных программ на всех станциях, а также сезонных работ на континенте и акватории Южного океана.


Антаркдида – лакомый кусок для всех стран, и Россия - всё ещё сильный конкурент. Но «выдавливания» нас напрямую нет, скорее всего, это возможно на уровне политики. Пока действует договор об Антарктиде, мы работаем спокойно. Ну, или когда закончится нефть и другие ценные ресурсы на других континентах, тогда, возможно, и закипят страсти.


- 2020 год объявлен годом Антарктиды. Какие мероприятия прошли, какие запланированы? Как это отражается на жизни полярников?


- В январе, еще будучи на станции «Прогресс», я участвовал в двух телемостах - с «Артеком» и одной из школ Санкт-Петербурга. Они были посвящены 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями. Нас даже наградили памятными знаками в честь юбилея. В принципе, дата на жизни полярников особо не отразится. Но она символизирует начало строительства нового модуля станции «Восток». Если, конечно, не будет изменений в связи с пандемией.


- Уж если мы затронули этот вопрос, то скажите, принимаются ли меры безопасности на станции в период пандемии коронавируса?


- Станция «Восток» полностью изолирована от внешнего мира сроком на 10 месяцев. И побережье, собственно, тоже. Но там, рядом с нашими, находятся станции других государств. Поэтому сейчас наложен запрет на посещение коллег-полярников. По той же причине закрыты и наши станции. Так что вируса у нас нет, но что будет дальше – не знаем. Очень надеемся, что к окончанию нашей зимовки в первой декаде 2021 года будет разработана вакцина. 


- Расскажите о работе метеоролога в Антарктиде. Чем занимаетесь, какие проводятся измерения, какие сделаны открытия, наблюдения?


-  Четырежды в сутки я провожу наблюдения по программе «стандартных метеорологических и актинометрических исследований на станции «Восток» в 65-й Российской антарктической экспедиции». Передаю данные в институт Арктики и Антарктики, а оттуда уже в мировой центр данных. Проводится ежеминутное измерение метеорологических величин с помощью автоматической метеостанции.  22 марта этого года я зафиксировал абсолютный минимум для марта в этой местности – минус 75,3 градуса по Цельсию! Предыдущий рекорд  - минус 75 градусов, продержался аж с марта 1982 года. В остальном погода на станции «Восток» не очень переменчива и капризна. Для метеоролога  сплошное удовольствие вести наблюдения, тем более что впереди полярная ночь, и в тёмное время будут видны всполохи полярного сияния.

 
Попутно проводятся метеорологические и геофизические наблюдения. Наблюдаем за магнитным полем Земли и космическим излучением, проводим соответствующие измерения. В летний период (в Антарктиде он длится с декабря по февраль) приезжают гляциологи и буровики. Гляциологи занимаются изучением льда из кернов, добытых буровиками, но главной задачей буровиков остаются работы по вскрытию подлёдного озера Восток.


- А что представляет собой  метеорологическая станция? И что это такое «четырёхсторонние измерения?»


- Метеостанция, как правило, состоит из метеорологической площадки. это квадратная площадь размером 26х26 метров, на которой в определённой последовательности расположены метеоприборы и оборудование.  Они управляются из кабинета метеоролога, который находится в служебно-жилом здании. Наша метеоплощадка располагается в 100 метрах от жилого корпуса. Все приборы и оборудование находятся на поверхности, иначе что они будут измерять? Но их приходится периодически откапывать и очищать от снега, наледи, приподнимать.


Автоматическая метеостанция представляет собой двенадцатиметровую мачту, на которой крепятся датчики ветра, температуры и влажности. Мачта устанавливается на метеоплощадке, а кабель от неё заводится в метеокабинет. Выводится всё на экран компьютера. Каждые 6 часов метеоролог снимает показания с этой метеостанции. И каждые сутки скачивает файлы с данными для Госфонда. Вахту приходится нести круглосуточно и спать урывками.


Четырёхсторонние измерения – это измерения метеовеличин в четыре основных синоптических срока. В 00, 06, 12 и 18 часов по UTC (всемирному координированному времени). Есть ещё вспомогательные сроки наблюдений: 03, 09, 25 и 21 часов по UTC. Но в эти сроки входят метеостанции с большим штатом работников.


Основные характеристики, которые мы наблюдаем и измеряем: метеорологическая дальность видимости, количество облачности, форма облачности и высота её нижней границы. Фиксируем атмосферные явления (снег, метель) температуру, влажность, ветреность (скорость и направление ветра, максимальный порыв), атмосферное давление на уровне станции и на уровне моря, и многое другое.

- В прошлый раз говорилось о строительстве новых корпусов станции. Насколько продвинулись в этом деле?


- Строительство новой станции запланировано на ноябрь 2020 года. В настоящее время возведён фундамент из снежной подушки высотой почти три метра. Снег нагребали, а затем уплотняли вездеходом АТТ. Площадь новой станции будет составлять 20 тысяч квадратных метров. По краям будут располагаться две дизельные электростанции.


Строительством занимается «Запсибгазпром», а доставка грузов осуществляется судами «Академик Трёшников» и «Академик Фёдоров». Есть информация, что планируют отправить к берегам Антарктиды атомоход Росатомфлота. Он загружается в Питере материалами оборудованием, и продуктами, предназначенными для новой станции.


Атомоход отправится на станцию «Прогресс» без захода в иностранные порты. С «Прогресса», как обычно, проверенным путём вездеходами до станции «Восток».


На нём прибудет и бригада строителей из 60 человек. Вместе с ними прибудут и жилые модули – надо же рабочим  где то жить! Модули похожи на обычные строительные бытовки, монтируются легко и быстро. С ними прибудут передвижные электростанции (ПЭС), предназначенные для отопления этих модулей. Наша задача проста - всего лишь подготовить для них в леднике резервуар для складирования бытовых отходов.


Новая станция будет стоять до тех пор, пока её не заметёт полностью, а это примерно 50 лет! Прирост снега за год составляет семь сантиметров, и мы надеемся, что она простоит дольше – предусмотрена её расчистка от снежных наносов.


- А почему нынешний «Восток» замело?


- Никто практически не занимался расчисткой от снега -  сказались 90-е годы. Время было тяжёлое, станции закрывались одна за другой. Даже самая большая «Молодёжная» закрылась, а за ней и «Русская». Сейчас ситуация немного выправилась: на «Молодёжной»   работают летом, планируют начало зимовки в 2021 году и на «Русской». Это были крупнейшие станции во времена СССР! «Молодёжная» представляла собой практически целый город, а сейчас она законсервирована – работают там только летом.


- Как обстоят дела с подлёдным озером «Восток»? Как мы знаем, первые попытки взять пробы воды оказались не слишком удачными.

- Идут разного рода эксперименты по финальному вскрытию. Это выглядит так: бурят 3770 метров обычной коронкой, а на последнем метре планируется чистое вскрытие, чтобы не загрязнить образцы.  Например, можно проплавить этот метр специальной коронкой. Наверное есть и другие способы, но я наблюдал за работой молодого учёного–буровика, за его экспериментами. Мы ему намораживали лёд в бочке всю зимовку, а летом он прилетел и в этих бочках проплавлял как раз этот метр специально собранной им коронкой. Коронка с резцами, но для плавления используется электричество. Результаты эксперимента оказались удачными и, как я понял, будут отражены в его кандидатской диссертации в горном институте.  Что случится дальше, мы пока не знаем, но говорят, что это будет совершенно новая буровая станция!


- Сколько полярников сейчас находятся на «Востоке?»


- Нас 12 человек зимует. Начальник станции Виталий Заровчатский Виталий из Алексина в пятый раз зимует на станции. Андрей Тепляков – ведущий магнитолог и Юрий Серов, ведущий риомерист – оба из Петербурга. Главный механик Юрий Бояркин из Печоры (в седьмой раз на станции). Электромеханик из Петербурга Александр Морозов, механик Михаил Филиппов из Бологого, механик-водитель Дмитрий Тарасов из села Виденье Шуйского района Ивановской области, повар из Петербурга Игорь Калиновский, хирург из Мурманска Алексей Чеботок, анестезиолог Николай Полуяхтов из Калининграда, специалист по радиообеспечению и информатике Захар Акулов из Кирова, и я, Дмитрий Шепелёв, метеоролог из села Вознесенье Тарусского района.

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото из архива полярников.