Три боя лейтенанта Киселёва

Записки поисковика

Основано на реальном факте биографии одного из участников освобождения Тарусского района от немецко-фашистских захватчиков в декабре 1941 года. Иные совпадения случайны. Автор оставляет за собой право художественного вымысла

Вместо пролога



Серия «Г»


Экз. №2


БОЕВОЙ ПРИКАЗ №7 ШТАДИВ 1331


1.0 16.12.41 г.


Карта 100.000 изд. 38 г.


1. Противник перед фронтом дивизии, создав узлы сопротивления в р-нах: ВОЛКОВСКОЕ, САЛТЫКОВО, УСЛИМОВО, БОЛЬСУНОВО, КУЗЬМИЩЕВО и укрепившись на зап. берегу р. Ока упорно обороняются.


2. Сосед справа – 26 СБР, граница с ней САЛТЫКОВО, БЕЗОБРАЗОВО, РАДЕНКИ. Слева – 19 СБР.


3. Задача 133 сд. /без 681 сп, 3/511 ГАП/ с 19 и 22 РС и 23 ТБР, уничтожая обороняющегося противника, наступать в направлении ИСКАНСКОЕ, ЛЬГОВО и к исходу 16.12.41 г. овладеть рубежом АУЛОВО, ТИТОВО.


4. 418 сп, 1/511 ГАП, 2/400 АП к 5.30 16.12.41 г. заняв исходное положение по вост. берегу р. Ока наступать в направлении: УСЛИМОВО, АНДРЕЕВСКОЕ, ЛАГОВЩИНА, РАДЕНКИ, имея ближайшей задачей овладеть р-ном леса, что восточнее УСЛИМОВО и севернее БОЛЬСУНОВО<…>


Командир группы – ст. лейтенант ТОПНИКОВ.


Штаб 418 сп – ВЕСЕЛОВО.


5. 521 сп /без одного батальона/, 2/511 ГАП, 1/400 АП к 5.30 16.12.41 г., заняв исходное положение по вост. берегу р. Ока, что западнее МИТИНО наступать в направлении БОЛЬСУНОВО, ИСКАНСКОЕ, СЕЛИВЕРСТОВО, имея ближайшей задачей овладеть районом БОЛЬСУНОВО.


Командир группы – майор АБУЗИН.


Штаб 521 сп – МИТИНО.


6. 23 ТБР совместно с ротой 521 сп, выйдя в р-н ГОРОХОВКА, засадой оседлать шоссе, идущей из КУЗЬМИЩЕВО и упредить возможный удар противника по левому флангу и тылу дивизии с юга.


7. Мой резерв 2/418 сп к 5.30 16.12.41 г. сосредоточится в лесу восточнее МИТИНО и быть в боевой готовности.


8. Штадив 133, разведрота, особая рота, химрота и 216 ОБС сосредоточится к 5.00 в р-не ИСКАНЬ.


Штадив 133 – ИСКАНЬ.


9. Задачи артиллерии:


а/. 19 РС подготовить огонь по БОЛЬСУНОВО, КУЗЬМИЩЕВО. 22 РС по БОЛЬСУНОВО, УСЛИМОВО, АНДРЕЕВСКОЕ.


б/. Подавить огневые точки в узлах сопротивления <…> и на переднем крае обороны противника.


в/. Организовав заградительный огонь по р-ну САЛТЫКОВО, УСЛИМОВО, БОЛЬСУНОВО не дать возможности отступления пр-ка.


г/. Отсечным огнем р-на САЛТЫКОВО не допустить контрудара пр-ка с севера.


КОМАНДИР 133 СД


ПОЛКОВНИК ВРОНСКИЙ


КОМИССАР 133 СД


БАТ. КОМИССАР СОРОКИН


НАЧ. ШТАБА 133 СД


ПОЛКОВНИК МУЛЬТАН



Часть первая. На «коп»


Передо мной лежала копия боевого приказа штаба 133 стрелковой дивизии 49-й армии в составе Западного фронта, датированного 16 декабря 1941 года. Великая дата великой войны!

 

Начиналось контрнаступление наших войск в ходе битвы за Москву. Началась Калужская наступательная операция. Началось освобождение родной тарусской земли.


«Память народа» – крупнейший в России интернет-портал подлинных документов о Великой Отечественной войне - с недавнего времени позволял распечатывать подобные материалы, а также рабочие карты, ЖБД2, различные донесения, рассекреченные в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года № 181.


Спасибо и низкий поклон министру за великолепное подспорье историкам и родственникам героев войны в целом, а поисковикам, то есть нам, в частности! Когда готовишься к «копу» (3), такие документы, да еще и в свободном доступе – ох, как кстати!


Вчитываясь в эти строки, иногда, как сейчас, отпечатанные на машинке, иногда написанные чуть ли не на коленке карандашом на первом попавшемся отрыве бумаги, перед глазами встают образы тех далеких событий, все эти батальоны, роты, полки, бригады… и, конечно, люди.


Обыкновенные наши люди – красноармейцы и генералы, политруки и особисты, пехота и танкисты, да разве всех перечислишь? Одним словом, русские воины, которые совершили необыкновенное. Сделали невозможное. Выстояли! Превозмогли! ПОБЕДИЛИ!


Взгляд упал на нарукавный шеврон форменной куртки. Вышитая надпись на нем гласила: «Поисковый отряд «ТАРУССКИЙ РУБЕЖ» 1941-1945 НИКТО НЕ ЗАБЫТ?»


Вот этот вопросительный знак в конце знакомой фразы придавал ей правильности, а вернее, правдивости. Именно этим «крючком» (иносказательно) вылавливались, вытягивались забытые, казалось бы, навсегда утраченные факты военной истории, обретались неизвестные имена, поднимались незахороненные останки павших бойцов.


«Правильные кроты»


Часы-календарь на столе в рабочем кабинете показывали 06:07 \ 07.09.2019. Однако пора выдвигаться… Братцы-камрады, поди, уже заждались.


Сухо щелкнули замки рюкзака с нехитрым походным скарбом и я, перекрестившись, направился на парковку. Так и есть. Группа была практически готова к выезду на такой долгожданный «коп» (последние недели две погода не жаловала, а поисковый сезон короток). Ждали только меня. Личный состав был, что называется, налицо. И здесь, пожалуй, стоит коротко представить каждого.


Роман, всегда жизнерадостный и деловито-собранный, как обычно, разговаривал с кем-то по телефону. Постоянно занятой рабочими вопросами, он – крепкий хозяйственник, знающий, что и когда делать, а главное -как.


Поодаль стоял Сергеич, глубокомысленно оглядывая происходящее, и готовый выдать философско-ироничное замечание по любому поводу, возможно, на иностранном языке. Кандидат наук, педагог и просто интересный человек с каким-то особенным видением мира. Саня - «айтишник» (4), в свои двадцать пять лет добившийся непререкаемого авторитета у коллег по работе (непосредственное начальство, как говорится, в нем «души не чаяло»), одновременно был идеальным семьянином, что, замечу, редкость в наше время. Саня суетился у кротомобиля, загружая в него клюшки металлодетекторов, щупы, лопаты и прочую всячину.


Тематика военной археологии недавно, неожиданно и бесповоротно захлестнула его с головой. Он был готов в любое время дня и ночи, насколько позволяли обстоятельства, ехать, либо идти пешком (неважно, сколько километров) на обнаруженные места боестолкновений. И копать, копать, копать…


О кротомобиле - отдельная песня. Старенький Jeep Grand Cherokee, суперпроходимый внедорожник, обвешанный лебедками, «кенгурятниками», с усиленной подвеской и «крутой» резиной способен достигать таких точек на карте, где дорог просто нет. От слова «совсем». Кротомобилем он был назван с легкой руки Сергеича, обозвавшего всю нашу компанию «правильными кротами». Видите ли, неправильные кроты копают вглубь, а мы копаем правильно, послойно, археологически.


Во второй машине за рулем сидел Макс – наш командир поискового отряда. Вечно угрюмый, с короткой бородкой- эспаньолкой, в свободное от поиска время работавший оператором службы 112. Макс некогда состоял в членах очень известного московского поискового объединения «Победа». Оттуда нереально огромный опыт и наработанная с годами «чуйка», необъяснимым образом помогавшая ему обходиться вовсе без металлодетектора. Он пользовался только щупом. И почти всегда обнаруживал находки там, где мы иногда по пять раз «пропикали-прокрякали» приборами и прошли мимо.


Рядом с Максом, расположившись на переднем сиденье, жевал бутерброд Леха. Простой, скромный и непритязательный парень-работяга. И тоже весьма опытный поисковик со стажем, обладавший поистине феноменальными знаниями в области «железа второй мировой». Любой патрон, снаряд или деталь оружия он определял «на раз», попутно в мельчайших деталях описывая, из чего что вылетало, и как сюда прилетело. Да, чуть не забыл. Была у Лехи одна особенность. Неисправимый матершинник. Мало кто так витиевато, со смаком умеет изъясняться, используя лексику непереводимого русского фольклора.


Вот такая вот команда. Такие разные человеки. Но, накрепко объединенные настоящей, не высосанной из пальца идеей. Той, что идет из самого сердца и зовется памятью, благодарностью, совестью.


Понеслась!


– Санечка! Ну наконец-то ты снизошел до нас, грешных, – шутливо воскликнул Роман, увидев меня. – Будь нашим штурманом! Тебя только и ждем…


– Знаю, знаю. Время. Поехали? – отозвался я.


Хлопнули двери, и кротомобиль, взрыкнув мотором, сорвался с места.


– Понеслась… – изрек Сергеич.


– Душа в рай, – хохотнул Роман.


– Не богохульствуй, – заметил я, на что Роман разразился очередным анекдотом (они у него никогда не кончались) и включил на полную «Небо славян» группы «Алиса».

«Погода пасмурная, идет снег…»


Наш путь лежал в район деревень Льгово и Раденки. Сейчас это граница Тарусского и Жуковского районов Калужской области. В декабре 41-го немцы, создав здесь укрепленные узлы сопротивления, прикрываясь арьергардными частями, обеспечивали отход и перегруппировку основных сил в сторону Недельного и далее - к Малоярославцу. Ожесточенные бои 18-21 декабря велись за Льгово. Небольшая деревушка несколько раз переходила из рук в руки, но окончательно противника никак не удавалось выбить оттуда.



Из оперативных сводок штаба 133 стрелковой дивизии за 19-20 декабря 1941 года начальнику штаба 49-й армии (орфография сохранена):

     
<…> Перед фронтом дивизии действуют части 52 пд противника.


Части дивизии в течение ночи неоднократно пытались атаковать РАДЕНКИ, СЕЛИВЕРСТОВО, успеха не имели.


Пр-к стянул отходящие части и сосредоточил их в р-нах: РАДЕНКИ, ЛЬГОВО, СЕЛИВЕРСТОВО, создав мощные опорные узлы сопротивления.


<…> 521 сп и 681 сп окружив СЕЛИВЕРСТОВО в течение ночи 4 раза атаковывали, но каждый раз успеха не имели, где особенно понес потери 521 сп.


Боевой состав 521 сп следующий:


<…> Итого по полку:


Было на 15.12.1941 г. – 848 (чел.)


Состоит на 19.12.1941 г. – 300


Убито, ранено, пропало без вести: Ком. нач. состав – 47, Мл. н/с, Ряд. – 491


<…> 681 сп двумя батальонами выйдя к ЛЬГОВО с юга-востока и севера-востока с зап. опушки  рощи вост. ЛЬГОВО после арт. мин. подготовки ворвался в ЛЬГОВО и ведет уличный бой.


<…> 481 сп остается в прежнем положении, неоднократные попытки атаковать пр-ка в РАДЕНКИ успеха не имели. Противник в р-не РАДЕНКИ имеет до 3 танков зарытым в землю и пехоты свыше батальона.


681 сп и батальон 34 стрелковой бригады приданный 133 сд окружили ЛЬГОВО с сев. вост. и юго-запада, переходили несколько раз в атаку, но пр-к сильным минометным и артиллерийским огнем не давал развить атаку и каждый раз пехота была вынуждена залеч. В ЛЬГОВО горит несколько домов, пр-к силой до батальона продолжает упорно удерживать ЛЬГОВО.


521 сп выбрасив утром до половины своего состава в р-н ТИТОВО связи с этой группой не установил. Посылаемые пешие посыльные обратно не возвращались. Остальная половина состава 521 сп ведет бой в р-не высоты 225, 8.
23 тб. в течение боев за день выведены из строя 50% танков /из 15 – 7/.


<…> Потери: убитых – 78 чел., раненых – 106 чел., без вести пропавших – 38 чел.


Погода пасмурная, идет снег, дороги труднопроходимые для автотранспорта. <…>



     

Высота 225,8


Поднимающееся солнце заскользило зайчиками по капоту машины. Пронзительно яркое небо широким куполом накрывало леса и перелески, которые уже начинали потихоньку выкрашиваться осенней желтизной. Справа, если приглядеться, можно было увидеть поблескивающую сквозь редкие облачка тумана Оку. Тот самый, удивительный по красоте и многообразию красок среднерусский пейзаж, выгодно подчеркнутый установившейся отличной погодой. Подумалось, что сегодня, в такой хороший день, экспедиция должна быть просто обречена на успех.


Кротомобиль резво бежал по участку дороги между Митино и Салтыково, который местные издавна называли Широковой горой. Именно на этом участке начинали происходить описываемые события почти 80-летней давности. Здесь войска 133-й стрелковой дивизии, 19-й и 26-й стрелковых бригад, 23-й танковой бригады форсировали Оку и выходили в районы сосредоточения для развития дальнейшего наступления.


Настроение у всех, находившихся в кожаном салоне кротомобиля, было приподнятое. Чувствовался поисковый азарт. Несмотря на нескончаемые и обычные в такой компании сугубо мужские шутки-прибаутки, в глубине души каждый из нас отчетливо осознавал цель и трагичную серьезность предстоящего поиска.


Преодолев большую часть пути, вышли на видавшую виды «бетонку». Оставалось совсем недалеко до конечной точки маршрута. Эх, сколько раз эта дорога упоминалась в боевых документах той далекой зимы! Сколько техники - как немецкой, так и нашей - она повидала, сколько солдатских сапог ее потоптало…


А сейчас здесь только и шныряют вездесущие московские дачники, да изредка проедет на тракторе какой-нибудь фермер. Наконец, показался покосившийся, будто уставший от времени и размещенной на нем информации, дорожный указатель: «Льгово, стрелка «туда», 1 км.»


– Все, Ром, приехали, – начал я. – Отсюда и начнем.


– Сюдой, так сюдой, – хмыкнул Роман, лихо съехав с проезжей части на поросший бурьяном пригорок.


– Эта развилка дорог на картах РККА5 обозначена высотой 225,8. Дальше дорога ведет на юго-восточную окраину Льгово. Воевали тут основательно, – произнес Саня.


– Экипажам можно спешиться, покурить и оправиться, – Сергеич вклинился в разговор.


– И позавтракать, – добавил было Роман.


Смертоносное железо в сердце тарусской земли

Завтракать не стали. Вместо этого, разобрав инструмент и приборы, распределились по секторам. Вскоре лес наполнился, наверное, самой любимой поисковиками «музыкой» – посвистом «Гарреттов» и «Фишеров» (6),  низким кряком реагирующих на черный металл и пронзительным высоким тоном на «цветнину» (7).


Уму непостижимо, сколько инородного, враждебного, когда-то несущего смерть и разрушение металла до сих пор содержит в себе наша земля. И это у нас, в Тарусском районе, где бои были сравнительно небольшими. Прошло восемьдесят лет, по этим местам уже десятки раз прошли копатели разных годов, разной оснащенности и разной целеустремленности. Однако земля продолжала и продолжала отдавать то, что называется «эхом войны».


Мне потребовалось сделать не больше десяти шагов, чтобы наткнуться на небольшой немецкий блиндаж. Ровный, прямоугольный выкоп около метра глубиной с четко просматриваемым входом со стороны дороги. Края блиндажа выдали россыпь патронов к немецкому карабину Mauser 98k – основному и наиболее массовому стрелковому оружию Вермахта, и тут же несколько не стреляных патронов к «трехе» – нашей легендарной трехлинейной винтовке Мосина образца 1891/1930 г.г.


Понятно! Блиндажик «было ваше – стало наше». Ладно, пойдем дальше. Деактивировав патроны путем извлечения пули и высыпания пороха (это предписано делать в обязательном порядке), я чуть углубился в лес. Дальше находки стали интересней. Недолго думая, прибор показал устойчивый сигнал. И вот, из глубины в пол-штыка лопаты вылез ошметок алюминиевого подшлемника от немецкой каски с сохранившейся петлей, куда крепился подбородочный ремешок. Та-а-ак… Должно быть клеймо.

 

Александр ПРОКАЗОВ. 


(Начало. Продолжение – в ближайших номерах «Октября»).



Примечания:


1 - Штаб 133 стрелковой дивизии 49 армии Западного фронта. В тексте: СБР – стрелковая бригада, сд – стрелковая дивизия, сп – стрелковый полк, ГАП – гаубичный артиллерийский полк, ТБР – танковая бригада, РС – дивизионы реактивной артиллерии («Катюши»). Пунктуация и орфография сохранены. Здесь и далее примечания авт.


2 - Журнал боевых действий;


3 - Здесь - полевой выход на раскопки по местам боев ВОВ (сленг поисковиков);


4 - Специалист в области информационных технологий;


5 - Рабоче-крестьянская Красная Армия;


6 - Названия фирм-производителей популярных в России металлоискателей.


7 - Цветные металлы.