Взмах – и Музыка!

Премьера «Рапсодии на тему Паганини» Сергея Рахманинова в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Леопольда Стоковского состоялась в далеком 1934 году.


Публика буквально влюбилась в необычное красочное сочинение, уникальное по стилю, замыслу и содержанию. Оно стало популярным в кругах высокого искусства, и по сей день не теряет актуальности.


Спустя 85 лет, в феврале 2019 года, «Рапсодия на тему Паганини» прозвучала в концертной программе цикла «Симфонические вечера» в исполнении симфонического оркестра Санкт-Петербурга (дирижер – Павел Петренко, солист – Даниил Умнов).


Счастье играть с оркестром студенту второго курса Московского колледжа им. Шнитке Даниилу Умнову выпало неслучайно. Лауреат I премии международного конкурса «Клавис» (Санкт-Петербург), он стал обладателем специального приза – выступления с Симфоническим оркестром художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Сергея Стадлера, о чем сообщила член оргкомитета конкурса А.К. Филимонова.


Под приветственные аплодисменты многочисленной публики к роялю вышел стройный юноша; вот он – точный,  понятный оркестрантам взмах дирижерской палочки и… МУЗЫКА!


Надо сказать, что рахманиновская Рапсодия на тему знаменитого 24 каприса для скрипки Никколо Паганини, скрипача-виртуоза, чей музыкальный гений так и остался загадкой для современников, относится к позднему периоду творчества Рахманинова (соч. 43, 1934 г.), когда композитор жил за границей.


Сочинение представляет собой фортепианно-оркестровый вариационный цикл (24 вариации), синтезирующий джазовые и академические интонационные сферы. Первый случай синтеза джаза и академической музыкальной культуры был у Джорджа Гершвина в «Рапсодии в стиле блюз», которую Рахманинов слышал и одобрил, но отношение композиторов к джазовой среде сильно разнится.


Отношение Рахманинова к джазовому языку как к языку чужбины, китчу коммерческого статуса, носит только иронический характер. В противовес ироничным маскам «виртуозной», «бытовой», «джазово-демонической» игры, отражающей стиль массового искусства, как антипод, звучит голос автора в 17 и 18 вариациях в традиционно русском стиле периода 1910 года.


Трагизм концепции Рапсодии заключается в абсолютном отрицании современного Рахманинову этапа развития культуры XX века. Настоящее – мнимо, оно – химера, так как «джазово-демоническая» сфера имеет этически отрицательный облик; прошлое тоже подвергается отрицанию, так как лишено возможности развития.


Подобная мысль была высказана Рахманиновым в афористичной форме в одном из интервью: «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».


Концепция Рапсодии приближает ее к более поздним проявлениям музыкальной культуры XX века – постмодернизму искусства Сильвестрова, Шнитке, Губайдуллиной, Пярта.


Слушая игру Даниила, подумалось вдруг: Рахманинов играл рапсодию в возрасте 61 года, а Даниил Умнов – в 17! Молодчина!


Спасибо тебе, Даниил - за постижение, осмысление, желание разбираться в сложных вопросах, касающихся устройства нашего мира, истории, философии, психологии, и, конечно, фортепианного исполнительства!


После концерта тарусский пианист принимал поздравления от восторженных слушателей и раздавал автографы.


Завтра, 8 марта, Даниил выступит с концертом в Доме Литераторов, а 24 марта – на конкурсе в Испании.

 


Нина УСТИНОВА. 

 

 

Фото из личного архива Даниила Умнова.