Экологию губит наш внутренний мир


Недавно побывала на ежегодном экологическом форуме в Калуге.


Самое интересное произошло на секции, которую устраивала Калужская митрополия Русской православной церкви. Здесь я услышала то, что меня искренне потрясло. А именно — на сессии была озвучена идеально правильная трактовка экологической проблемы, которую я ни разу не нигде не слышала. А ведь за последние 20 лет я побывала на сотнях самых разных форумов, в том числе самых крупных и продвинутых.


Выступали и представители действующего духовенства, и семинаристы. Понятым широкой аудитории светским языком они четко обозначили тот очевидный факт, что истоки разрушения биосферы, которые сегодня уже видны невооруженным глазом, кроются ни в чем ином, как в нашем внутреннем мире - в мировоззрении и системе ценностей.


Суть вопроса проста и состоит в том, что сегодня мы действительно живем в период очень больших перемен — перехода с индустриального на постиндустриальный этап развития. Скорость изменений растет, объем информации – тоже. Все это вводит многих в состоянии скрытой депрессии. В основном из-за того, что на данном этапе большинство людей пришло к осознанию, что потребление не содержит в себе тех ценностей, ради которых стоит жить. Больше потреблять уже не интересно и не вдохновляет, а чем заменить – не известно.


Все это еще усугубляется тем,  что на индустриальном этапе, который начал ментально оформляться, начиная с Эпохи возрождения (и из которого мы только сейчас начинаем выходить), у многих поколений людей, включая наше, сформировалась искаженная картина мира. В ее основе лежит представление о человеке, как о хозяине на планете, ничем не ограниченном в своих действиях по достижению собственного комфорта и удовольствий при взаимодействии с окружающей средой. На самом деле все обстоит совершенно не так. Человек - не автономное звено эволюции, и уж тем более никакой не хозяин, а составная часть сложнейшей динамической нелинейной системы, которой является земная биосфера, и в которой все действия одних элементов обязательно отражаются на состоянии и изменении других.

 

В общем, такое искаженное мировоззрение вкупе с постоянно растущей мощью технологий к настоящему моменту привело к глобальному кризису нашей единственной ресурсной базы – природной среды, который по многим официальным научным данным уже в этом веке может окончиться глобальной катастрофой с полным или частичным вымиранием цивилизации. Причем отмахнуться от этого уже не получится, так как именно нам, первому поколению в истории человечества, придется все это расхлебывать. Ведь только с начала XXI века экологический кризис начал приобретать действительно катастрофические масштабы. И единственный выход – кардинальное и беспрецедентно быстрое изменение картины мира с «антропоцентристской» на «системную», а также изменение своего ежедневного поведения.

 

И вот с этим самая большая беда. Ведь мировоззрение и система ценностей у нас формируется в семье и детстве, и является базовой основой личности. Поэтому подобным фундаментальным личностным изменениям наше сознание будет долго и болезненно сопротивляться. Многие сегодня ясно ощущают, что происходит что-то не то, и что с этим надо что-то делать. Но продолжают пребывать в индустриальной системе координат, и по-прежнему ищут выход в том, что в новых условиях уже не работает – цепляются за веру в высокие технологии.
Надежда на технологии сегодня становится настоящей панацеей, за которую мы хватаемся, как за соломинку, чтобы не утонуть в потоке перемен на пути в неизвестность.


Но на самом деле никакой неизвестности уже давно нет. И сегодня совершенно официально научно доказано, что в данный момент человечество не располагает (и еще долго не будет располагать) такими технологиями, которые помогут успешно преодолеть планетарный кризис при сохранении экспоненциального роста экономики потребления и ее следствия – загрязнения природной среды.


Никто не спорит — технологии, конечно, нужны, но только после того, как станет ясно, где и с какой целью их нужно в первую очередь применять. И, несмотря на то, что на индустриальном этапе было «не комильфо» говорить об изменениях в духовной сфере, да и вообще вниманием эту сферу как-то не жаловали, сегодня это уже вопрос не просто этики, которую кто-то применяет, а кто-то нет, а элементарно вопрос выживания каждого из нас.


Единственный шанс для нас и наших детей - не просто сохранить себя и достигнутое качество жизни, но и перейти к более гармоничному и счастливому обществу – это поменять картину мира и начать вести себя по-другому.


Основа этой новой картины мира — видение человечества (и себя в его структуре) как элемента более масштабной и архисложной живой системы, которую мы по незнанию поставили на грань разрушения. И соответственно, жизненной миссией, под которую подстраиваются цели и ежедневное поведение, должно стать внесение собственного конкретного вклада в уменьшение антропогенного воздействия, а также как можно более широкое распространение этой информации среди как можно большего количества людей.


Нет ничего удивительного, что именно церковь выступила с подобным посылом. Ведь традиционно именно церковь декларирует себя официальным институтом, который призван регулировать духовный мир человека и его систему ценностей.


У нас есть еще один, светский регулятор нашего внутреннего мира – человеческая культура, в рамках которой и уже вне религии, тоже достаточно давно были сформулированы основные человеческие духовные ценности, в числе которых гармония с окружающей средой занимает важное место. Однако у современной культуры есть одно слабое место: она довольно плохо институализирована по сравнению с той же самой религией, и будучи подчинена на индустриальном этапе экономической сфере, пока не может выполнять функцию оперативного и системного катализатора процесса изменения внутреннего мира больших масс людей.


Может быть, эти две сферы как-то объединить ради эффективного решения самой насущной задачи по изменению картины мира огромного количества людей на Земле?


В общем, пищи для размышлений много. Но зато теперь я точно знаю, что такое настоящий эко-город, за построение которого мы какое-то время назад рискнули взяться. Это город, жители которого чувствуют, мыслят и действуют по-новому. «Думай и действуй по-новому!» — вот его лучший девиз.


Задачу по изменению внутреннего мира такого количества людей в столь короткие сроки еще никто никогда в истории человечества решить не пытался. Обычно на подобные изменения сознания уходили века. А потому сегодня перед всеми нами только один путь – тернистый путь проб и ошибок. Но, как говорили древние, — «через тернии - к звездам»!


Светлана ДУВИНГ.