Дорога, вдаль бегущая

Многие из нас бережно хранят воспоминания о той, другой жизни, когда человек человеку был, как тогда говорилось: «друг, товарищ и брат». Это было удивительное время гигантских строек и фантастических успехов, прорыва в космос, в будущее.


И всегда - будь то борьба с интервентами после революции  или с фашизмом в 40-е, индустриализация  20-х и 30-х годов, освоение Целины или строительство БАМа, в первых рядах были комсомольцы – наиболее прогрессивно мыслящая часть молодёжи советского периода нашей истории.

 

Римма Петровна Никишина занимает пост заместителя директора в Тарусском доме-интернате. Человек она ответственный и строгий, но это сейчас. А всего пару–тройку десятилетий назад молодая целеустремлённая комсомолка Римма отправилась на БАМ, покорять бескрайние просторы Сибири.


Её малая родина – город Узловая в Тульской области. В комсомол вступила, как и большинство из нас -  ещё в школе. Как сама призналась, никогда не стремилась в лидеры, скорее, её можно считать рядовой комсомолкой. В 1976 году Римма окончила Калужский техникум молочной промышленности и получила направление в Тарусу, где стала лаборантом Тарусского молочного завода.


Но если в душе есть искра, то когда-нибудь она воспылает ярким пламенем! И однажды наша героиня приняла решение отправиться на БАМ. Время, которое она провела на строительстве магистрали, сохранилось в её памяти яркими воспоминаниями.


- Римма Петровна, какими были комсомольцы 70-х?


- Это боевые ребята, бодрые духом, которые с энтузиазмом брались за любое дело. Это особая категория молодых людей - дисциплинированных и ответственных, целеустремлённых и мечтательных!


Комсомольцы были увлечены идеей построения справедливого общества, верили, что нас ждёт светлое будущее, и были готовы сделать всё, чтобы это будущее наступило.


- Вы ведь  тоже из таких. Почему Вы отправились на БАМ?


- На БАМ мы с мужем отправились в 1984 году и проработали там семь лет. Это же была стройка века, о которой говорил весь мир! Нам хотелось чего-то большого, например, совершить какой-то подвиг. Ведь мы были молоды! Хотелось повидать новые места, как говорили тогда: «почувствовать вкус тайги».  Не стоит кривить душой – хотелось ещё и подзаработать немного. Строителям тогда платили очень неплохо. Но желание подзаработать было вторично. Больше притягивала романтика, новизна.


Решение отправиться на БАМ можно считать и продуманным и спонтанным. Конечно, мы планировали, но я отправилась туда, будучи в декретном отпуске – на руках была дочь Ирина.


- И вы с супругом сразу отправились укладывать шпалы?


- Нет конечно! Мы не были железнодорожниками, хотя считаемся самыми настоящими «бамовцами». Сейчас БАМ представляют как железную дорогу, но ведь кроме дороги были и новые города, заводы. То есть, строителями  БАМа считаются представители разных профессий – от простого путеукладчика до учёного.


- Что требовалось для поездки на БАМ? Для этого выдавалось направление?


- Нет. У нас всё было иначе. В городе Северобайкальске жила моя старшая сестра. И она нас пригласила. Добирались мы на самолёте до Улан–Удэ. Оттуда – до Северобайкальска. Я устроилась в ОРС СМП-575 учеником пекаря на хлебозаводе. Позднее стала пекарем 4-го разряда. СМП-575 входил в состав Управления Нижнеангарсктрансстрой. Мой муж Олег работал на стройке. Для жилья нам выделили временную постройку – тогда практически всех селили во времянки.


- Это знаменитый «балок»? Что он из себя представлял?


- Балок – это такой щитовой домик с одним окном и одной дверью. Посередине комнатки – печка буржуйка. Так жили почти все строители БАМа. Располагались эти балки рядами, образуя подобие улиц.


Балки были не пристроены один к одному, а располагались на некотором расстоянии друг от друга – чтобы избежать пожаров. Делался балок из досок и фанеры. Но к концу восьмидесятых стали переходить на вагончики. С 1984 года началось строительство пятиэтажных многоквартирных домов, и многие поправили своё положение.


Постепенно можно было улучшить своё жилищное положение – получить более приспособленный для жилья вагончик, а в перспективе и благоустроенную бесплатную квартиру. Кроме железной дороги, возводились новые города, одним из которых и был Северобайкальск. Наш балок находился в посёлке Заречный, а это в 15 километрах от города.


Жить в балке было непросто: натопишь буржуйку вечером, а к утру просыпаешься в холодной комнате – промерзала даже вода в бочках, которой мы запасались.


- Хлебозавод – не укладка рельс, но всё-таки это тоже БАМ. Как проходили рабочие смены?


- Смена обычно длилась с шести утра до шести вечера. Иногда приходилось и задерживаться. Но сами рабочие смены проходили весело – в основном работала молодёжь, комсомольские бригады, и мы поддерживали друг друга шутками и прибаутками.


Старались перевыполнить норму – тогда существовало такое понятие, как «социалистическое соревнование». Мы очень гордились, что наш хлеб идёт строителям железной дороги, которых мы считали героями.


Кстати, именно на БАМе я и получила свои первые награды: в 1986 году - за добросовестный труд, и в 1989 году – как победитель социалистического соревнования. Пусть это были только грамоты, но такая система мотивации была очень важна и придавала новые силы! Да и гордились мы своими победами – это была не какая-нибудь там корысть, а самая настоящая радость за добросовестно выполненную работу!


В своём стремлении сделать больше для Родины наша бригада долгое время держала первое место и с честью несла звание победителя социалистического соревнования.


- Период, в который вы оказались на БАМе, пришёлся на середину 80-х. Было ли тогда брожение в умах, недовольство существующим положением?


- Нет, такого тогда не было. Можете думать, что хотите, но мы все были едины духом. Люди были тогда проще, наивней – в хорошем смысле этого слова. В нашей крови был патриотизм, любовь к своей Советской Родине, и мы не обращали внимания на трудности. Были убеждены, что трудности закаляют дух, волю, а это считалось испытанием настоящих комсомольцев. Задача была – построить дорогу, и мы старались выложиться по максимуму. При всём этом бытовые проблемы нас, конечно же, волновали. Но мы знали, что это всё временно.


- А зарплату работникам БАМа платили хорошую?


- Конечно! За такую работу и платили хорошо. Зарплата путеукладчика доходила до тысячи рублей в месяц, а в 1984 году это было целое состояние! Многие стремились на БАМ, чтобы заработать на машину, и в этом нет ничего плохого, но всё же больше было романтиков. Кстати, сама территория БАМа была приравнена к районам Крайнего Севера, а это давало существенную прибавку.


- Романтика, социализм, светлое будущее…  А Вы верили в эти идеалы?


- Разве можно было в них не верить? Народ в то время был добрый, отзывчивый. И у нас всё могло получиться, если бы кто-то не начал  мутить воду. У людей тогда были иные ценности, не было большого богатства, а лучшим считался человек дела -  тот, кто добросовестно относился к своей работе.


Несмотря на бытовые трудности, мы  знали, что очень богаты: восхищались красотами природы, любовались тайгой, Байкалом и знали, что всё это наше!


Не обходилось, конечно, и без суровых будней – морозы иногда доходили до сорока пяти градусов! Но если погода стояла безветренная, то такой мороз был не особо страшен.


- В середине 80-х на БАМ приезжал знаменитый певец свободы Дин Рид. Вы были на его концертах?


- К сожалению, нет. Дин Рид посещал железнодорожников, а мы ведь были строители да пекари. Но мы бывали на других концертах. Иногда и нас посещали артисты: однажды была даже Лолита Милявская со своей концертной программой. Была и комсомольская самодеятельность. А самым главным нашим развлечением было то, что мы ходили друг к другу в гости - собирались, общались. Те, кто помоложе, пели комсомольские песни. Сейчас они вытеснены попсой, а тогда это были песни со смыслом -  о жизни!


- БАМ строила вся страна, люди разных национальностей.  Были ли между ними разногласия?


- У нас были кавказцы, молдаване, украинцы, русские, прибалты. Были  комсомольцы из Средней Азии. Все жили дружно: не было случая, чтобы возник конфликт на межнациональной почве. Наоборот, именно на БАМе больше всего ощущалось, что мы – единый народ могучей державы.


Если с кем случалась беда, все сразу приходили друг другу на помощь. И не интересовались, какой человек национальности – армянин или таджик. Если отмечали национальный праздник, то отмечали его все вместе.


Так как Северобайкальск находится на территории Бурятской АССР, каждым летом у нас проходил очень красочный и интересный праздник на Байкале. К национальному бурятскому колориту мы добавляли свои шашлыки, выступали комсомольские бригады, что делало праздник только ярче. Сами буряты относились к нам замечательно.


- Когда вы вернулись домой?


-  Уехали мы с БАМа летом 1991 года, перед самым развалом страны. Как раз в это время была завершена и основная стройка. Ничто не говорило, что нас ожидает крах. Правда, карточная система, введённая в 1991 году, действовала уже и у нас.  Уезжали с БАМа с сожалением – оставляли родных, много друзей. Очень жаль было расставаться с таким красивым краем, с его нетронутой цивилизацией природой, могучим Байкалом. При расставании без слез не обошлось.


Прошло уже много лет, а всё равно я временами вспоминаю то золотое счастливое время, когда можно было с гордостью произнести: «Я – комсомолец, строитель БАМа!»


Вадим МАЛЬЦЕВ.