Любовь на всю жизнь

Старинная мудрость гласит, что если ученик превзошёл учителя, то это является лучшим показателем мастерства самого учителя.


Петроченко Любовь Ильинична из таких педагогов. За долгие годы своей работы она воспитала не одно поколение достойных граждан России, чем неоднократно доказала эту  древнюю мудрость.


Сельский учитель – это и призвание и нелёгкая судьба. В школе она работает с 1966 года, и работает до сих пор – несмотря на то, что ей уже 70 лет. Потому что она не представляет свою жизнь без ребячьего гомона, без всей этой суеты и школьной кутерьмы.


Но это сейчас. А ведь  учителем  она стала совершенно случайно! Бойкая и красивая девчёнка Люба, уроженка города Сычёвка Смоленской области, и не мечтала о том, что ей скоро придётся  проверять тетради и ставить оценки в дневники. Наверное, сама судьба вела её по этой дороге – сначала её семья перебралась в Краснодарский край, где климат не подошёл маме, позднее  отец выбрал Тарусу – как врачу-дерматологу, ему предложили работу в местной больнице.


В Тарусе Люба окончила школу – выбор, который она сделала, мог сделать её прекрасным биологом или врачом. Но не успела она покинуть парту, как ей, семнадцатилетней девчёнке, предложили преподавать физику в восьмилетней школе села Кресты – не хватало учителей.


Мечтала стать врачом, поступала в медицинский, а тут физика! «Не моё», - подумала она и приняла предложение!


Сельским ребятам новая учительница понравилась.  Тем более что она – почти их ровесница. В такую  красавицу можно и влюбиться, да и с уроков, наверное, удрать будет легче! Частенько приходилось Любе краснеть, когда она  находила на своём столе записки, в которых неизвестные поклонники из числа старшеклассников  признавались ей в любви. Что делать с ними? Только превращать в шутку! И это сработало – записки писать прекратили, как и убегать с уроков – во-первых, она сразу поставила всех прогульщиков на место, а во-вторых, попробуй уйти с такого интересного урока!


-Преподавать было непросто, да ещё физику! – призналась Любовь Ильинична, - приходилось и самой заниматься после школы, постоянно совершенствовать свои знания! Методикой я не владела, но мне помогали учителя Голякова Г.А,  Филимонова А.А,  Береза Н.А,  и Береза В.А., Чистякова  Т.М., а также директор школы Башкирова М.П. Я их часто вспоминаю с благодарностью за ту поддержку, которую они мне оказали.


60-е годы были непростыми. Страна вырвалась в космос, а дороги как были – так и остались разбитыми. Добираться до школы было сложно, особенно в весеннюю распутицу.


Позднее Люба решила связать свою жизнь со школой навсегда и поступила в Калужский педагогический институт, по окончании которого получила направление в Барятинскую среднюю  школу. И здесь, как и в Крестах, дети полюбили свою преподавательницу химии и биологии, правда записки с признаниями присылали уже реже.


- Что там, сельская школа! -  подумают многие, - с десяток учеников, с которыми и проблем то нет!


Но проблемы всегда будут – даже когда детей мало. Да и удивятся многие, когда узнают, что в обычной сельской школе могло учиться до трёхсот человек!


Всего четыре года посвятила Любовь  школе села Барятино, но эти  годы она считает лучшими за свою долгую преподавательскую деятельность.


- Мы были как одна семья, - вспоминает Любовь Ильинична, - профессионализм учителей, взаимопонимание и поддержка – такое никогда не забудешь! С  благодарностью вспоминаю те дни, когда работала с Хвостовой Р.Е., Кожевниковой Л.С., Ковальчук Н.Г., Меренковым А.А. семьёй Кочновых и другими достойными педагогами.


Но хотелось быть поближе к дому, к Тарусе. И снова, спустя четыре года, она переводится в среднюю школу села Лопатино, которой  посвятила десять лет. Теперь ей уже не требовались подсказки старших – юная Люба, получавшая записки от старшеклассников, превратилась в Любовь Ильиничну – требовательного, хотя  и доброго учителя.


Спустя десять лет, ей предлагают работу инспектором по трудовому обучению в Тарусском РОНО, а ещё через полтора года – вновь место преподавателя, на этот раз  в Некрасовсой школе.


Девяностые годы – непростой период в нашей истории, и воспоминания о том периоде  - отдельная тема. Досталось и  школе, которую  хотели закрыть, но общими усилиями её удалось отстоять…


- Дети всегда и в любое время были интересные, - оглядывается на пройденный путь Любовь Ильинична. Нет-нет, да и встретишь одарённого мальчика или девочку, который чем-то выделяется из среды своих сверстников. Многим моим ученикам очень нравилась химия и биология и они пошли по этому направлению – поступали в медицинские институты, становясь очень хорошими врачами, шли в сельскохозяйственные вузы и из них получались замечательные агрономы, зоотехники, ветеринары. Я очень горжусь своими воспитанниками!


Моя судьба достаточно обычна! Все учителя мало чем отличаются друг от друга – такая же напряжённая работа, планы, подготовка. Большинство из них  - работяги, которые делают своё дело добросовестно. Но каждый из них нарабатывает свою методику, мастерство, свой индивидуальный подход к делу.


На пенсии Любовь Ильинична смогла усидеть всего лишь год.  Тянуло в школу, к детям, да и не верилось, что время уже прошло. Неужели всё? Но однажды, обстоятельства изменились! Новый директор Барятинской школы вспомнила о ней, пригласила на работу в качестве методиста и преподавателя химии. Вроде сбылась мечта, но не так-то просто начинать всё заново в пожилом возрасте, да и добираться до работы стало тяжело. Через два года  школу пришлось оставить.


Год назад ей снова предложили вернуться. Как и в молодые годы, она колебалась недолго! «Раз зовут – значит нужна, значит, требуется помощь!» - решила она и тут же согласилась. Сейчас она преподаёт свои любимые химию и биологию в Вознесенской средней школе.


- Работать становится тяжеловато, - вздохнула Любовь Ильинична, – сказываются годы, но мне интересно. Не могу жить без своих непоседливых ребят, без детских голосов. Наше поколение стареет, и скоро наступит тот момент, когда навсегда придётся оставить школу. Нам нужна замена – молодые, энергичные учителя, влюблённые в своё дело, в своё призвание. Очень приятно наблюдать, что такая смена есть! Школы пополняются молодыми педагогами. Пусть не всё у них получается сразу, но глядя на молодое пополнение, я вспоминаю себя, как нелегко пришлось мне! И с уверенностью могу сказать, что они справятся, если будут стремиться, совершенствовать свои знания! А для этого нужно время, опыт!


Нет у неё и особых наград. Хотя, медаль «За трудовую доблесть» - разве это не особый случай? Её она получила ещё в 80-е годы.  Но её жизненные принципы – главное не награды и звания, главное – прожить свою жизнь честно. Так чтобы не мучила потом совесть. Эту мудрость она почерпнула из своей любимой книги «Как закалялась сталь».


- Мы должны не только учить, но и воспитывать детей! – уверена Любовь Ильинична. Можно подготовить прекрасного интеллектуала, но без моральных принципов он не сможет стать хорошим человеком. А можно сформировать хорошего человека – пусть он не освоит школьную программу в достаточной степени, но это будет достойный гражданин современной России. Я считаю, что мы должны формировать лучшие человеческие качества. Ведь в каждом из нас заложено и добро и зло. И миссия учителя – пробудить всё доброе, что заложено в каждом ребёнке.


Вадим МАЛЬЦЕВ