Погрешность – 5 миллиметров

На этом предприятии работают только истинные «фанаты» своего  дела. Каждое изделие, выпускаемое фирмой – технический шедевр, и не всем  дано овладеть таинствами его создания.


Яркое имя фирмы, давно снискавшей мировую славу,  никак не вяжется с тем, что вы о ней слышали, и то, что вы увидите, посетив это предприятие. Спокойная  обстановка, на территории благоухают цветы. Да и не производит цех впечатления, что в его стенах рождается  нечто особенное. Но стоит  только войти внутрь…


Конструкторское бюро интегрированных систем, разрабатывающее стрелковое оружие, реализуемое под торговой  маркой «Лобаев армс», давно зарекомендовало себя как производитель высокоточного оружия, пользующегося популярностью не только в России, но и во всём мире.


Основатель компании и главный конструктор оружия Владислав Лобаев -  человек серьёзный, и для него дорога каждая минута рабочего времени. Приехав  на предприятие, он сразу созвал совет конструкторов. Но всё-таки нашёл пару минут для корреспондента «Октября».


- По законодательству существуют две лицензии, разрешающие выпуск оружия – для гражданского оборота и военных целей. Мы относимся к первому сектору – выпускаем винтовки спортивно-охотничьего предназначения, - рассказывает Владислав. - Наша продукция представлена как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Прежде всего, это страны СНГ и Европа, некоторые другие страны.


В мире вообще существует большая плеяда стрелков на большие расстояния -  они как раз наши клиенты. Это очень интересный вид спорта, который позволяет выбивать цель на километр и больше. Поклонников такого занятия  можно найти по всему миру.


Однажды мы получили интересное предложение - перенести наше производство в Тарусу. До этого мы базировались в Подольске. Взвесив все «за» и «против», мы поняли, что это очень выгодно, и тут же приняли решение. Мы ни разу не пожалели о том, что сделали такой выбор! Время показало, что он был верный.


Я занимаюсь концептуальным дизайном и отвечаю за генеральное направление конструкторской мысли. Какие именно модели оружия должны быть разработаны, каков облик этих моделей, для какого потребителя предназначены. Над разработкой оружия работает отдельный штат конструкторов. Кто они такие? Оставим лучше их имена в секрете, но каждый из них – настоящий профессионал!


Владислав поспешил на совещание, а нашим спутником стал технический директор Игорь Вологдин. Он знакомит нас с некоторыми особенностями производства.


- Современное оружие должно быть не только высокоточным, - считает Игорь, - но и высокотехнологичным, а также  эстетичным, эргономичным, удобным.  Этому вопросу мы уделяем большое внимание.


Наверное, многие представят себе оружейный завод как огромный цех, в котором  серьёзные люди непрестанно щёлкают затворами свежеизготовленных изделий. В реальности всё гораздо прозаичней –  вполне мирно выглядят станки с ЧПУ - и не скажешь, что на них делают дорогущие винтовки. Но необычное всё же есть! Ушли в прошлое суетливость и шум  - только слышно как тихо работает современное оборудование.


В небольшом цехе мы встретили группу молодых людей, которые что-то высчитывали на компьютерах. Что это за вычисления – лучше не интересоваться! Не следует нарушать производственные секреты!

- У современных станков с числовым программным  управлением достаточно сложные условия эксплуатации, - рассказывает Игорь. - Небольшие размеры цеха эффективно сказываются на микроклимате, помогают поддерживать оптимальный температурный режим. Кроме этого, для высокой точности нужна абсолютная  чистота – любая грязь и пыль отрицательно скажутся на качестве продукции.


На предприятии почти не используется ручной труд:


- Он заменён у нас самыми передовыми технологиями, - с гордостью продолжает Игорь. - Особенность производства заключается в том, что всё здесь делают сами! Ни одна деталь винтовки не покупается на стороне. Исключение составляют только метизы – болты, гайки, да и то не все! Фирма производит, в дополнение к основной продукции ещё и некоторые сопутствующие стрелковые аксессуары – например сошки, инструменты для обслуживания, кронштейны для оптики.


Процесс изготовления оружия очень простой. Владислав ставит перед конструкторами задачу – какой бы он хотел увидеть будущую модель и какими характеристиками она должна быть наделена. С этого момента можно отчитывать время рождения новой винтовки. Новинка обговаривается на техническом совете, где утверждаются все её параметры.


Всё! Теперь начинается проработка деталей и внедрение созданной «картинки» в жизнь. Сначала строится  3D модель. На базе этой модели конструкторами разрабатываются чертежи, и из куска металла делаются  уже готовые части винтовки.


Конструкторское бюро предприятия представляет собой небольшой офис: несколько компьютеров, принтер, чертежи – вот, пожалуй, и всё. Творческий беспорядок сразу выдал нам тайну о том, что здесь замышляют нечто интересное!


После того, как все чертежи утверждены, и все вопросы согласованы, начинается обработка деталей. Как-то не верилось, что эти металлические болванки в скором времени станут оружием. По-моему, из этой трубы получится хороший лом, но только не ствол! Но  настоящий мастер, как скульптор, умелыми действиями удаляет всё лишнее. И вот перед вами лежит почти готовое изделие.


Много ли этого лишнего? Оказалось, много -  процентов 70-80 может уйти в стружку, и только 20-30% от общей массы детали станет готовым изделием высочайшей точности.


- Отечественное у нас только сырьё, - раскрывает Игорь один из секретов. - Но мы очень дорожим своей репутацией и поэтому покупаем только высококачественный сертифицированный металл. Это очень важно: если марка металла соответствует заявленной, то и качество обработки возрастает в разы!


Каждый станок управляется двумя людьми - программист-наладчик пишет программу и запускает станок, отвечает за выпуск первых деталей. После того, как деталь получена, программист уступает место оператору, задача которого – изготовление деталей в серии, точность обработки и контроль размеров на выходе - ведь небольшое отклонение от заданных параметров – и вся серия полетела в брак!


- В советское время было много училищ, которые готовили операторов для станков с ЧПУ, - с сожалением отметил Игорь. - Но сейчас почти все они закрыты, и хороший специалист  - на вес золота!


Прежде чем новой винтовке войти в серию, надо пройти испытание. Сначала выпускается небольшая партия -  этому небольшому количеству винтовок придётся нелегко! На них обрушатся все возможные испытания, которые  необходимо пройти, прежде чем перейти к серийному выпуску.


Цикл производства  занимает не менее шести месяцев. Долго, но это стоит того! Винтовки сконструированы так, чтобы обеспечить максимальное удобство стрелку: конструкция продумана до мелочей, и такой неприятный момент, как отдача при стрельбе сведён к минимуму, за счёт использования уникального дульного тормоза-компенсатора.


И теперь самое главное: место хранения готовой продукции – оружейная комната. Готовые винтовки держат в специальном хранилище, попасть в которое можно только при наличии допуска. Контроль над оборотом оружия  осуществляет «Росгвардия», так что сами понимаете…


За бронированной дверью находилась готовая продукция. Сразу вспомнились кадры из фильма «Ворошиловский стрелок». А правда ли, что винтовки используют для тех целей, которые преследовал герой вышеупомянутого фильма?


- Не совсем, - смеётся Игорь, – конечно, это зрелищно и эффектно, но в фильме показано «левое» оружие...
Нашу продукцию вы не найдёте на «чёрном» рынке - ведь каждая винтовка при поступлении на склад проходит регистрацию в соответствии с законом. Все винтовки без исключения проходят специальный отстрел для пуле-гильзотеки, то есть, получают свой отпечаток, уникальный для каждого изделия, где зафиксированы все особенности – как отпечатки пальцев! По любой гильзе можно опознать оружие – где оно было произведено, продано, куплено, отследить его историю. А это значит, что свершить преступление нашей винтовкой – проблематично.


Сколько стоит такой шедевр? Цена самого распространённого 308-го калибра - 360 тысяч рублей. Недешёвое удовольствие для любителей пострелять! Но опять же надо понимать, что приобретает покупатель!


Винтовка стреляет точно тогда, когда ты понимаешь все процессы, которые происходят в ней при выстреле. Производители их понимают и всё, что отвечает за выстрел, делают с максимальной точностью. Если соблюдены все нормы, то оружие стреляет очень метко! Есть такое понятие - «угловая минута». Это размер поля, в который попадает пуля с расстояния в сто метров. Винтовка фирмы выдаёт 0,4 минуты, а это меньше 5 сантиметров погрешности на 100 метров!


Есть винтовки, которые показывают после обкатки ещё большую точность – 0,23 минуты. Это значит, что с расстояния в сто метров пуля легко может попасть в двухрублёвую монету. Но это не предел! Некоторые модели винтовок прицельно стреляют на дистанцию до полутора километров, то есть, практически в два раза дальше, чем армейское оружие!


Стрелки, которые покупают такое оружие, уже точно знают, что от них требуется высочайшее профессиональное мастерство, совершенствование навыков. Бывает обидно, что человек, купивший винтовку, не может попасть из нее в мишень.


- Мы стараемся сделать так, чтобы винтовка немножко обгоняла клиента, чтобы он всегда мог подтянуться до того уровня, который она может технически выдать, -  заканчивает свой рассказ Игорь. - Это как спортивная машина: если мы знаем, что она может разгоняться до 400 километров в час, то естественно, что с такой скоростью мало кто ездит. Но все знают о её возможностях и стараются достичь этого предела. Так же и в стрелковом спорте – есть винтовка, которая поставила мировой рекорд  по дальности - 4 км 210 м. Естественно, такое не каждому по плечу, но потенциал есть!

Вадим МАЛЬЦЕВ.