КОД ДОСТУПА ЗНАЕТ ТОЛЬКО ОНА !

Забрызганный щедрыми осенними красками одинокий лист, свернувшись в замысловатую геометрическую фигуру, недолго покружив в уже остывающем воздухе плавно опустился на плечо, заставив вздрогнуть от столь нахального вторжения в мою частную жизнь. Взяв в руки его холодное, еще не окаменевшее тельце, невольно подумалось: как же жесток и несправедлив окружающий мир. Почему он заставляет нас поступать так, а не иначе? А ответственности за содеянное - никакой.

 

Вот и «Код доступа» появился-то не благодаря, а вопреки. Всему. Изнуряющей до одури жаре. Отпускному периоду. Перепадам настроения. Да много чего еще такого. Но как бы там ни было, он - дело чести, профессиональный долг и одновременно признание заслуг человека, занимающего в интернатовской иерархии далеко не последнее место. По крайней мере (знаю по собственному опыту), к нему обращаются значительно чаще и больше, чем к остальным сотрудникам социального учреждения вместе взятым.

 

  Казалось бы, во времена интернета и высоких технологий будет не до «продукции», выдаваемой проживающим на руки. Как раз наоборот. Это в больших городах и весях, к сожалению, быстро забыли, что такое книга, журнал или газета, вообще периодика. А раз так, вскоре выяснится: многие читают по слогам, пишут с трудом, расписаться в бухгалтерской ведомости - и то проблема.(Здесь бы и призадуматься умникам и умницам в Госдуме, Совете Федерации, на местном уровне: а почему, собственно, данная сфера обслуживания россиян находится в загоне? как вывести ее сотрудников из тени забвения и сделать востребованными?)

 

  На периферии же, в глубинке, все иначе, все не так, как пел Высоцкий. Здесь  еще сохранилась тоненькая ниточка, соединяющая виртуальный мир с реальностью -  в доме-интернате она хранится на втором этаже ( с потрясающим видом на природные красоты) под надежным замком, и порвать ее, вцепившись чуть ли не зубами, порой перехлестывая с эмоциями, не позволяет старший библиотекарь Надежда Романовна Курбатова (скоро отмечающая свой юбилей),ставшая надежным стражем доброго, вечного. Хотя до этого ее и пошвыряло из стороны в сторону - Березовая роща и воинская часть, почтовый работник и статист. А в 2006-м осела у нас...

 

  Что мы вообще знаем о библиотекарях, постоянно копошащихся в фолиантах, читательских формулярах? Какими они  представляются нам? Если отталкиваться от кинофильмов, то по большей части  - затюканными жизненными передрягами и неустроенной личной жизнью старомодными тетками с юбками в пол, толстенными роговыми очками на переносице, ревматическими пальцами  и астматической одышкой.

 

  Одного взгляда достаточно: им до чертиков опостылела работа за мизерную зарплату, привередливые читатели, утруска и усушка библиотечного фонда. Взять бы, да и плюнуть на все! Так нет же, они снова и снова спешат на работу как оглашенные, чтобы убедить нас, читателей, - никакие они не страхолюдины и вовсе не старомодны и ничто человеческое им не чуждо, даже дресс-код понимают и принимают...


  
  Об их добрых и полезных начинаниях можно говорить и писать бесконечно. (Но СМИ почему-то упорно молчат.) Один только вопрос: как они всё и везде успевают? Двужильные что ли? Давно уже ни для кого не секрет, что по благословению отца Леонида (Гвоздев), настоятеля храма Воскресения Христова, Н.Р. Курбатовой поручена организация и проведение всех религиозных праздников в социальном учреждении. А таковых в году набирается больше чем. И тогда, повязав на голову платок, краснодипломница Калужского культпросветучилища обходит всех единоверцев, приглашая в молельную комнату. И отказа, как правило, не бывает никому. А еще надо съездить в город и доставить почту, собрать в читальном зале проживающих и  познакомить с книжными новинками, показать интересный видеофильм, не оставить в забытьи любителей кроссвордов и сканвордов. Не о них ли, случаем, писал Николай Тихонов: «Гвозди бы делать из этих людей...»

  /Бывают дни, когда опустишь руки,/И нет ни слов, ни музыки, ни сил,/В такие дни я был с собой в разлуке,/И никого помочь мне не просил.../ - выворачивая душу наизнанку «Машина Времени» голосом Андрея Макаревича выводит свою знаменитую «Свечу».Слушаю хит «машинистов»,а смотрю и думаю о ней: выжата как лимон, в чем душа держится? Чем можно «подкормиться» для восстановления сил, чтобы их хватило для открытия человеческих душ? Ей лучше знать. И все же. Не настала ли пора отключиться от всего, самой себе объявить перерыв, взять с собой любимых Асадова или Шукшина, зарыться лицом в любимые цветы, пахнущие осенними оттенками и, «накрывшись» «Временами года» Чайковского, отдышаться-отмолиться вдали от глаз людских и вынырнуть на поверхность обновленным человеком, приводя в трепет проживающих? Впрочем, есть и другой путь - окунуться с головой в просмотр православных, исторических или зоотелепрограмм. Да даже участие в спектаклях народного театра - тоже отдушина от рутинных дел.

   … Макаревич в своей лирической балладе «Пока горит свеча» хотел идти куда попало, закрыв свой дом и не найти ключа - у нашего же «стража доброго и вечного» вряд ли что получится. Сегодня утром она  снова сойдет с автобуса, оглядится, сделает глоток-другой свежего воздуха, поднимется к себе и девятый год кряду отправится со своим волшебным ключиком открывать человеческие души. А код доступа к ним известен только ей одной! Без вариантов.

Александр БОЧАРОВ.

Фото Людмилы Колокольчиковой.