Дух народа не сломлен!

Имя Павла Удодова частенько звучит на страницах нашей газеты. Недавно он побывал в Луганской народной республике (ЛНР) – на своей многострадальной родине. Мы решили воспользоваться этой возможностью, чтобы узнать о ситуации на Донбассе из первых уст.

- Павел Михайлович, когда Вы там были и где?


- В августе этого года. Пробыл неделю в городе Краснодон – том самом, в котором в годы Великой Отечественной войны боролась с фашистами комсомольская организация «Молодая гвардия». Этот город можно назвать тылом ЛНР – он расположен в двенадцати километрах от России и относительно удалён от украинской территории.


-Начнём с границы. Кто её контролирует, какие были трудности при пересечении?


- Граница контролируется войсками ЛНР. Никаких трудностей при её пересечении нет -  даже не нужен загранпаспорт. Причём пройти через луганскую таможню проще, чем через российскую! Отношение луганчан к россиянам очень дружественное - они вообще считают, что мы – один народ! Меньше всего проблем для пешеходов – показал паспорт и можешь гулять смело!


- Что представляет собой тыловой луганский город? Чем живут местные жители?


- С начала боевых действий в 2014 году население Краснодона уменьшилось в несколько раз – люди уезжают куда угодно – в основном, в Россию. Остались только те, кому некуда ехать и не на что. То есть идёт выдавливание населения с Донбасса.


Из-за войны население переживает не лучшие времена. Пенсионное обеспечение ещё хуже, чем в России или на Украине, и выжить людям очень сложно. Настроение местного населения с обеих сторон Луганской области – украинской части и ЛНР – за мир! Война не нужна никому, и люди ждут, когда политики договорятся хоть о чём-то. Люди хотят мира и спокойствия. Но из-за действий Украины на луганщине очень сильны пророссийские настроения. Говорят: «На что угодно согласны, лишь бы не бахало!» В основном все ждут присоединения к России – другого гаранта безопасности они просто не видят.

В самом Краснодоне боёв с украинской армией не было. Но самый первый котёл, в который попали украинские войска во время войны 2014 года, был как раз здесь.


Они пытались со стороны юга области отрезать район от российской границы, и со стороны Свердловска (райцентр по соседству), но оказались в котле. С того времени сохранились следы боёв - разбитая минами дорога, которую сейчас лишь немного подлатали. До сих пор в полях находят останки украинских солдат.


-Какая денежная единица употребляется в ЛНР?


-  Основная – российский рубль. Гривну там воспринимают как иностранную валюту, и её можно приобрести в обменных пунктах. Что касается цен в магазинах и супермаркетах - они такие же, как и в России. Дефицита я не наблюдал, но в основном люди живут за счёт рынка – там  товары немного подешевле.


- Довелось Вам стать свидетелем каких-то военных действий?


- Нет, но когда был вблизи Луганска, я видел, как сбили два беспилотника. Это было в ночное время, и было видно, как они загорелись. Из-за линии фронта иногда залетают такие «гости», и  защитникам ЛНР приходится держать ухо востро. Идёт повсеместное усиление границы с обеих сторон, со слов очевидцев. С украинской стороны подтягивается тяжёлая военная техника – кстати, это делается в нарушение всех международных соглашений. Провокация может произойти в любой момент, но защитники ЛНР уверены, что отпор, если надо, они  дадут достойный.


- Вы видели ополченцев? Кто они?


- Это обычные местные жители. В большинстве  – шахтёры, которые вынуждены были взять оружие, чтобы защитить свои семьи, свой дом, близких. У многих в семьях есть погибшие после украинских бомбёжек, и так просто они не сложат оружие. Люди хотят, чтобы соблюдалось их право говорить на родном русском языке, защитить близких от всех унижений, которым подвергают население Национальные батальоны.


- Что рассказывает местное население о действиях этих национальных батальонов?


- Грабёж и мародёрство. Сразу оговорюсь – речь идёт не об Вооружённых силах Украины (ВСУ)! Национальные батальоны – это сборище фанатиков-националистов, которые не остановятся ни перед  чем. ВСУ состоят из призывников, а они, как и простой народ, в большинстве не хотят воевать. Но что им делать, если отдаётся приказ? Впрочем, приказы своих командиров призывники выполняют не всегда охотно.


В Национальные батальоны идут  добровольно. Основной состав -  уголовники, отпетые преступники, наёмники.  Им всё равно с кем воевать, поэтому и творят, что хотят – насилуют, грабят, отбирают всё, что понравится. Их методы мало изменились со времён  Великой Отечественной. Самая напряжённая ситуация сейчас в Горловке.


- Что творится в районе Горловки?


- Горловка – большой город в соседней Донецкой народной республике. Мирный в прошлом, он стал теперь приграничным. С украинской стороны ведутся каждодневные обстрелы – в Краснодоне можно встретить жителей Горловки, которые являются очевидцами событий.


Обстрелы ведутся и днём, и ночью – город стал плацдармом ДНР, и его хотят ликвидировать – то есть, выровнять линию фронта.


- Компромиссным вариантом могла бы стать федерализация страны – почему не идут на это? Ведь многие европейские страны, к которым тяготеет Украина, имеют в своём составе автономии – и ничего страшного там не происходит!


- На это нынешняя украинская власть не пойдёт! Даже при всём желании: на Украине сейчас у власти силы, для которых федерализация – предвестник развала. Хотя это могло бы для них принести только пользу.


- Каким оружием воюют ополченцы?


- В основном это старое оружие времён СССР. Много латанной-перелатанной техники, стрелковое оружие попадается всякое – всех видов и модификаций, какие сумели раздобыть. Но в целом армия ЛНР вооружена гораздо хуже украинской. Российских солдат в армии ЛНР нет. Никто не запрещает наёмникам с любой страны воевать за ту или иную сторону – и у тех, и у других можно встретить кого угодно -  даже африканца. Кто воюет за идею, кто ещё по каким причинам.


- Каковы условия жизни местного населения?


- Очень тяжёлые. В августе там жара под сорок, постоянные перебои с водой, электричеством. В основном люди выживают за счёт подсобного хозяйства. Из больших многоэтажных домов ушли в село – там легче выжить. Очень много домов просто брошенных. Две квартиры сгорели у меня на глазах – в пустой двухэтажке поселились бомжи, разжигали в квартире огонь. В деревне люди готовятся к возможному обострению событий –  пополняют запасы продовольствия, консервируют продукты, а подвалы превращают в бомбоубежища.


- Почему руководство обеих республик Донбасса не действует сообща?


- Дело в том, что кое-кто из руководства ЛНР повёл такую политику, которая поставила республику в особое положение. То есть, захотел стать местным князьком – укреплялась граница с ДНР, все действия проводил только в своих интересах. Это вовремя заметили, и сейчас ситуация выправилась. Что будет дальше – покажет время.


При всём этом дух у народа не сломлен! Народ ведёт освободительную войну и защитит свою республику, свою землю от националистов. В Луганск их никогда не пустят!


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.