Рождённая революцией. Новая советская школа в Тарусском уезде.

(Окончание. Начало – в №№103-105 «Октября» от 7 сентября).


Действительно, на примере Варвары Вениаминовны Изачик можно себе представить, какого педагога могли потерять ученики школы.  На работу в Тарусу в Шавельскую гимназию она приехала в 1916 году, в возрасте 27 лет. В ходе своей педагогической практики В.В.Изачик  преподавала иностранный язык, психологию, русский язык и литературу. Занималась с ребятами пением в хоровом кружке, готовила музыкальные постановки с литературно-драматическим кружком. В Тарусской средней школе она проработала до 1949 года.


А вновь избранные лица – это прошедшие обучение на годичных педагогических курсах большевики или лояльные к ним. Решительность членов организации убедила Уездного Комиссара просвещения Никиту Афанасьевича Голованова. Но не все учителя продолжили свою работу в гимназии. В начальной школе 1 ступени из старых учителей осталась только Никольская Евдокия Васильевна, служившая учителем после окончания епархиального училища уже лет 10. Остальные были молодыми учителями совершенного иного склада. Например, юная 20-летняя Пономарева Анастасия Николаевна только что закончила семинарию, а Александра Николаевна Михайлова вообще имела только гимназическое образование. Полунин Георгий Филиппович, хотя ему тоже было всего 20 лет, уже закончил и гимназию, и учительские курсы. Интерес представляют имена Маргариты Николаевны Гумилевской (ей, двадцатилетней,  после окончания института доверили  преподавание  немецкого языка) и Николая Алексеевича Сахарова (сын тарусского сапожника, закончивший Строгановское художественное училище, в анкете – свободный художник).


В школе второй ступени директором остался Михаил Александрович Сахаров, с университетским образованием, преподававший математику и физику. С университетским образованием были преподаватели Крылов Александр Васильевич (учитель истории, в 1920 году он уехал из Тарусы), Панкратов Николай Иванович (естествознание и география, умер в 1919 году). До 1920 преподавала французский язык приехавшая с гимназией А.Ж. Фуше. Русский язык во всех классах вела К.В Смирнова. Сорокин Н.С. вел столярное ремесло. П.Ф. Полунин преподавал пение, при этом состоял при отделе народного образования.


Рисование преподавал только что переехавший в Тарусу художник В.Д Шитиков, интереснейшая личность. Приехав в Тарусу в самом начале прошлого века, он сразу полюбил эти места и постоянно писал пейзажи города и окрестностей. Художник познакомился с В. Д. Поленовым, часто бывал у него, а в 1913 году получил стипендию Е.Д.Поленовой на творческую поездку за границу для совершенствования знаний по живописи. В. Д. Шитиков дружил с П. М. Голубицким, несмотря на значительную разницу в годах. Шитиков постоянно жил в Тарусе с 1917 по 1925 год, работал учителем рисования в местной школе. Картины В. Д. Шитикова имеются в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музеях Севастополя, Уфы, Рязани, Серпухова.


Н.А.Голованов, на тот момент заведующий отделом образования Тарусского уезда, ходатайствовал о том,  чтобы его командировали на педагогические курсы, ведь он, сын бедняка, закончив  три класса Заворовской земской школы, с 12 лет работал в Москве, а затем был призван на Балтийский флот. В декабре 1917 года вместе со своими соратниками устанавливал Советскую власть в уезде, был назначен уездным комиссаром просвещения.


Партийная ячейка не дала добро Никите Афанасьевичу на обучение и педагогическую деятельность. Весной 1919 года он был назначен Тарусским Уездным Военным комиссаром, в начале 1921 года перешел на работу в Калужскую Губчека. До 1926 года он боролся с контрреволюцией в Калуге, Кронштадте, Москве, даже в Ташкенте с басмачами воевал. Только в 1928 году он смог, наконец, получить образование и стать инженером. Погиб Н.А.Голованов в 1941 году, под Вязьмой, в возрасте 48 лет. Так героически закончилась жизнь первого Заведующего Уездным Отделом народного образования.


По традиции бывшие гимназисты просили устроить молебен в честь начала учебного года в стенах гимназии. Но педсовет отказал, ссылаясь на декрет Комиссара народного просвещения о невозможности в стенах школы совершать какие-либо религиозные обряды. Попытки организовать молебен в стенах Петропавловского собора тоже не удались «ввиду малочисленности причта». Но учащиеся настаивали и, в конце концов, договорились с настоятелем Воскресенской церкви о. Николаем провести молебен 13 октября. Это и был первый день начала учебного года.


Одновременно с этим на заседаниях ученической организации решался вопрос о проведении празднований дней Октябрьской революции. 15 октября 1918 года уездным комитетом РКП(б) был организован митинг на тему «Революция и Советская власть», но при организации октябрьских праздников выяснилось, что «тормозом служит отсутствие красного материала». Красный материал добыли в Москве и Калуге. К празднованию подключились учителя и школьники. Союз учителей-интернационалистов выделил комиссию по подготовке к празднику, организовал хор и оркестр. Дети из уезда и города шли двумя колоннами, выступили на концерте «со стихами, подходящего современного положению содержанием».


Собрание ученической организации в начале октября избрало делегатов  на 2-ой губернский съезд учащихся, который должен был состояться 10 октября в Калуге. Постановили: «дабы не потерять связи с центром и работать с ними вместе для блага учащихся послать двух делегатов, выделив из средств организации по 15 рублей в сутки». Были избраны Я.Н.Гумилевский и  В.И.Полухин. На заседании 20 октября Я.Гумилевский доложил решение съезда – поддержать новую школу.


Тяжелейшие условия жизни людей в этот период отразились на жизни организации. Тиф, «испанка», голод  убивали молодых и старых, не щадя никого. Так первого ноября члены организации организовали похороны своего товарища – Т.И.Фатюшиной. В связи с «испанкой» с 5 по 18 ноября были прекращены занятия, но ребята просили  о том, чтобы врач Л.И.Добротворская разрешила их возобновить.


Узнав о том, что издан декрет об обязательных горячих завтраках в школах для учащихся, учащиеся требуют от Отдела народного образования скорейшего претворения в жизнь решений декрета. Горячие завтраки были организованы во втором полугодии с 15 февраля. Нехватка помещений, теснота заставляют Ученический совет требовать перевести школу I ступени в другое помещение. При  формировании танцевального кружка предложено вносить плату, а неимущим оказывать материальную помощь за счет средств организации. Материальная помощь членам организации оказывалась и по другим поводам.


При попытке Совета народного образования устроить проверку ученической организации, сразу же был выдвинут лозунг: «Да здравствует автономия Ученической организации!». Автономию отстояли, проверка не состоялась. На праздновании дней Октябрьской революции после долгих споров решили на груди крепить ленты красного цвета. Хотя были еще предложения оставить голубой отличительный знак, а анархисты предлагали черный.


В связи с реформами был принят обновленный Устав ученической организации Единой Трудовой Социалистической Советской школы II ступени.


Свои нужды Ученический совет решал в революционном духе. Когда товарищ Турецкий предложил обратиться в Отдел народного образования с просьбой изъять  у кого-либо пианино для школы, его практически единогласно поддержали. И все же нашелся один голос, который заявил, что он по своим убеждениям не может голосовать за реквизицию чего бы то ни было. Протокол не указывает нам его фамилию. Но любопытно, что на следующем заседании на предложение Полунина о реквизиции нужных для организации предметов постановили (18 против 3) не реквизировать.


Между тем, тот же А.Полунин, как и П.Ельцов, отказались от членства в Педагогическом совете, так как не смогли отстаивать интересы учащихся. Снова был избран Я.Н.Гумилевский, хотя он к тому времени гимназию окончил и работал заведующим производством отдела местного хозяйства и дорожного строительства Тарусского Уездсовнархоза. Казначеем избрали И.А.Ботно.


На собрание Ученической организации приглашали и заведующего отделом народного образования товарища Голованова. Множество вопросов по текущей политике подготовили для него ученики новой школы. А вот на чрезвычайный губернский съезд учащихся в начале  декабря 1918 года избранные делегаты, учащиеся школы И.А.Ботно и П.С.Ельцов, не попали. Просто не хватило средств. Чтобы добраться до Калуги, надо было заплатить извозчику до Алексина 150 рублей, а потом еще поездом до Калуги добираться. Совнархоз мог предоставить лошадь, но только при оплате в 60 рублей. Ограничились тем, что послали доклад по почте.

 
Большую работу проводила организация по созданию избы-читальни. Для этого была приведена в порядок, дополнена библиотека Шавельской гимназии, выписывались газеты. Кстати, по поводу включения в список библиотечных книг «Евангелие» долго спорили, но все-таки включили.


Библиотека всеобщими усилиями была приведена в порядок, в конце декабря для всех желающих открылась читальня на 10 столов.


Творческая жизнь организации била ключом. До Нового года в школе прошло два спектакля. С особенным успехом прошла постановка драмы «Борис Годунов». Ее даже повторили на Рождественских каникулах. Следующим спектаклем стала драма «Отелло». Активно работал литературный кружок под руководством учителя словесности В.В.Колокольникова.


Бывали и казусы в ученической жизни. В новой трудовой школе Ученический совет вполне серьезно 13 декабря рассматривал вопрос о том, чтобы отправить делегатов в хозяйственный комитет школы, «озаботить ее мытьем полов в школе, которые не мылись с начала учебного года». На собрании могли выразить порицание за ненадлежащее поведение. Например, за то, что «тов. Вембре во время заседания строгал палку и, не собрав стружки, удалился».


С 21 по 26 декабря 1918 года занятия вновь отменили в связи с отсутствием топлива.


В начале января 1919 года на II уездной конференции РКП(б) было принято решение немедленно приступить к организации Коммунистической молодежи. В школе начала формироваться ячейка сочувствующих большевикам. Одним из первых в нее вступил И.А.Ботно (летом 1919 года он ушел на фронт добровольцем в Красную армию и погиб).


С 1 по 18 марта школа в связи с эпидемией тифа и оспы была закрыта на 18 дней на дезинфекцию, да и топливо снова отсутствовало. В это время медицинские службы активно проводили оспопрививание - 78 учащихся было привито.


31 марта 1919 года в Тарусе был проведен митинг учащихся школ уезда с участием представителей Калужского губернского исполкома учащихся, членов коллегии Отдела народного образования. Коммунистам учащиеся школ уезда задавали самые разнообразные вопросы: о программе партии, о взглядах коммунистов на религию. Один из вопросов звучал так: «Христос – Божественное лицо, или идейный Человек?» Но в итоге из 300 присутствующих на собрании учащихся в ячейку сочувствующих партии коммунистов записались только 9 человек.


3 апреля 1919 года состоялось последнее собрание ученической организации Тарусской трудовой школы II ступени. Ликвидация организации объявлялась в связи с тем, что была организована ячейка сочувствовавших партии коммунистов (большевиков). Оказалось, что задачи ячейки те же – строительство новой школы. Решение было принято.  Из 17 голосовавших 5 были против, 11  - за, один воздержался. «Существовавшая с первых месяцев Февральской революции и немало поработавшая в раскрепощении ученичества  и освобождении из уз старой монархической школы, ученическая организация ликвидируется, выполнив свои задачи», - такими словами завершил последний протокол секретарь собрания Петр Ельцов.


Новой формой существования молодежной ученической организации стал Российский Коммунистический Союз Молодежи, уездная организация которого была создана только к концу декабря 1919 года, насчитывала около 35 человек. Но в состав ее практически не вошли те, кто был в Ученической организации. Часть еще летом ушла на фронт, часть воздержалась, часть уехала на учебу в Москву и Калугу. Ее костяк составили выходцы из крестьян и мещан, как правило, это были дети представителей новой власти.


Учебный год закончился 20 мая 1919 года. Учебная программа, судя по отчету, так и не была выполнена. Причина – «за невыясненностью планов и программ». До 30 июня шла работа в огороде и столярной мастерской, проводились экскурсии и занятия на воздухе. За реку Оку группа школьников отправилась собирать растения для гербария, другая группа побывала в доме художника Поленова. Начальные классы продолжили свою работу до августа, чтобы выполнить программу и компенсировать пропущенное в сентябре-октябре и во время эпидемий учебное время.


Таким был первый учебный год Первой советской школы Тарусы в 1918-1919  году.

Виктория ГУБАРЕВА,  учитель, краевед, руководитель музея  Тарусской средней общеобразовательной школы №1 им. М.Г.Ефремова.