«Страданием душа поэта зреет…»

В Тарусском Доме литераторов состоялась презентация книг «Избранное» Аркадия Штейнберга (Москва, 2017 г.) и «На пути. О смысле творчества и преодолении одиночества» Галины Маневич (Москва, «Аграф», 2018 г.).


Эти два имени - Аркадий Штейнберг и Галина Маневич - давно и неразрывно связаны с Тарусой. Их знает, кажется, любой, кто хоть как-то связан с миром искусства – литературой, живописью, поэзией. Первого – талантливого поэта и переводчика, одного из редакторов нашумевшего в своё время опального литературного альманаха «Тарусские страницы» в Тарусе звали (и знали) просто – Акимыч. Он и жил просто – удил рыбу, возился с моторками и снастью, писал стихи, переводил. За его плечами было 11 лагерей, война, много унижений, страданий, трагических поворотов судьбы. Тем не менее, для всех, кто его знал, он оставался человеком необыкновенно доброжелательным, чутким, умным, благородным. Пласт его художественных дарований был поистине неисчерпаем, но поэтический дар выделялся особенно. Поэма «К верховьям», замечательной образности и прозрачности стихи, переводы любимых авторов – Ван Вэя, Юлиана Тувима, Джорджа Байрона, Генриха Гейне, Джона Мильтона, Бертольда Брехта, Джиюрдже Топырчану… Была ещё живопись и графика, разнообразие их форм и направлений. По мнению хорошо знавших Аркадия Штейнберга людей, если бы он занимался только изобразительным искусством, его имя отнюдь не затерялось бы среди самых известных имён художников. Но тогда… не было бы поэта Штейнберга.


Галина Маневич – другая, не менее яркая личность тарусского (и не только) культурного пространства. Она никогда не была просто «женой художника» (причём художника мирового уровня!) Эдуарда Штейнберга (сына Аркадия Штейнберга), она была его духовным соратником и не менее талантливым писателем-публицистом, искусствоведом. Галина Маневич – автор таких книг, как «Цвет прошедшего времени», «Опыт благодарения». Её новая книга «На пути. О смысле творчества и преодолении творчества» состоит из трёх разделов. В первый вошли статьи и эссе, представляющие взгляд автора на личности и творчества русских писателей и поэтов – В. Набокова, М. Цветаеву, Б. Пастернака, А. Блока, Ап. Григорьева. Во втором разделе представлена переписка автора с известной диссиденткой Зоей Крахмальниковой, отбывавшей срок в алтайской ссылке. И третий раздел – «Из записных книжек и дневников» - доверительный рассказ Г. Маневич о своей жизни рядом с замечательным человеком, выдающимся художником Эдуардом Штейнбергом. На страницах её дневников читатель встретит известных художников-нонконформистов, писателей, поэтов, деятелей культуры.


Книга «Избранное» Аркадия Штейнберга издана к 110-й годовщине со дня рождения поэта. Книга Галины Маневич – это тоже своего рода немеркнущая память вдовы художника, связанная с невосполнимой потерей мужа. «Опубликованные в этой книге записки порой целительно избавляли меня от ощущения крайнего одиночества. Став поначалу методом познания моих внутренних вопрошаний, они постепенно явились и способом фиксации событий, повествующих о посмертной творческой биографии Эдика, или рассказом о моих монотонных житейских буднях», - говорит в предисловии автор.


Презентация книг прошла без особой помпы, торжественных речей и прочей атрибутики, обычно сопутствующей подобным событиям. Гости (а таковых собралось немало, о чём с удовлетворением отметил её ведущий С.С. Бычков, доктор исторических наук, историк церкви, публицист) с большим интересом выслушали желающих поделиться своими впечатлениями о книжных новинках – В.В. Пацюкова, искусствоведа, куратора истории, автора творческих исследований в области современного искусства и Анну Кузнецову, художника. Здесь же можно было приобрести и сами книги, о которых шла речь выше. К слову, тираж «Избранного» Аркадия Штейнберга до обидного мал – всего 110 экземпляров. То есть книга, кстати, прекрасно изданная, станет своего рода раритетом, а успевшие купить её – обладателями поистине замечательного подарка как «себе любимым», так и своим друзьям.


Радостно и приятно, что подобных книг, так или иначе связанных с Тарусой, становится всё больше. И это говорит о многом – в частности, о том, что Таруса для самых искренних и преданных ей людей становится не только местом для проживания и отдыха, а частицей души, второй малой родиной.


…Впервые встретившись с Аркадием Штейнбергом в Тарусе, Галина Иосифовна Маневич вспоминает: «Раз такой удивительный человек может найти нечто необыкновенное для себя в этом месте, значит, действительно, в нём что-то есть. Кто тогда из нас мог бы подумать, что с этой фамилией и этой Тарусой будет в дальнейшем связана вся моя жизнь».


Действительно, Галина Маневич сегодня – для Тарусы – живая связующая нить прошлого с настоящим. А ещё мастерская Эдика Штейнберга (филиал Пушкинского музея), преподнесенная ею в дар городу. А ещё работы мужа, обретающих свою вторую достойную жизнь в лучших музеях мира. И книги, дающие возможность вернуться в это прошлое, чтобы лучше понять настоящее.


Зоя ВИНОГРАДОВА.