На народном авто вокруг света, или Африканские приключения тарусянина

(Окончание. Начало – в №№ 94-102 от 17, 24 и 31 августа)


- Раз вы были в Африке, то наверняка сталкивались с дикими животными. Встречались ли вам хищники?


- Та Африка, по которой мы путешествуем, западная и центральная. Здесь не те условия, что в Кении или Танзании. Здесь животных гораздо меньше и, в основном, все они в национальных парках. То есть, в Намибии мы всё же видели львов и леопардов, но это можно считать большой удачей. В основном их разводят в охотничьих заказниках. А вот травоядных много – большое количество жирафов, слонов. Жирафов можно видеть даже вне национальных парков, очень много антилоп. К сожалению, в прошлом в Анголе из-за гражданской войны был нанесён значительный ущерб природе, и только сейчас, спустя десятилетия, начинают восстанавливать национальные парки, приводить всё в порядок.


Ландшафты юга Африки прекрасны – представьте себе рощи баобабов! В будущем там появится много новых парков, и это замечательно!


Те немногие хищники, которые нам всё же попадались, когда мы проезжали через национальные парки, на технику реагируют абсолютно равнодушно. Они привыкли к машинам, и для них любой автомобиль – нечто неинтересное, несъедобное. Это как самолёт в небе: движется что-то там, и пусть движется.


- А вы пытались выйти из машины в присутствии хищников?


- Это категорически запрещено. Если машина льву неинтересна, то неосторожного туриста они могут попробовать на вкус. Но чтобы спровоцировать льва, надо потратить усилие. Мы высовывались из машины, фотографировали проходящих львов – никакой реакции. В национальном парке, где полно зверья, еды хищникам хватает, и они, при соблюдении предосторожности, не доставят вам серьёзных проблем.


Диких животных, которые стали бы охотиться на людей, в Африке почти нет. В этом отношении гораздо опасней Северная Америка с её медведями и волками, а в Африке, как правило, все хищники либо уже перебиты, либо находятся в таких глухих местах, отправиться в которые рискнёт не каждый.


- Конечная цель африканского этапа – Кейптаун. Там вы погрузили свою «Буханку» на корабль и отправили через океан. Что дальше?


- В Кейптауне несколько компаний, занимающихся контейнерными перевозками. В один из контейнеров и поместили нашу «Буханку» и отправили её в сорокадневное путешествие через Атлантический океан. Конечная цель – Монтевидео, столица южноамериканского государства Уругвай. Оттуда начнётся уже новый этап – на этот раз американский.


Так как ЮАР – одна из самых развитых  в плане туризма стран Африки, то Кейптаун – своеобразный перевалочный пункт путешественников всего мира. Оттуда они отправляют свои машины, мотоциклы во все стороны света. Дело поставлено очень цивилизованно – приходишь в контору, заполняешь бланк, оплачиваешь и загоняешь машину во двор. Никаких бюрократических проволочек или справок, взяток, печатей или вымогательств. Всё цивилизованно, всё по прейскуранту.


Например, мы говорили про переправу в Конго  - там одни только взятки, и надо потратить тысячу долларов на то, чтобы переправить технику через реку, которая всего в два раза шире, чем Ока – это на участке между Браззавилем и Киншасой. Оформление бумажек и взятки чиновникам занимают пять дней. Одному взятку за разгрузку, другому – за погрузку, третьему – за разрешение. А отъехали чуть подальше, в город Матади, заплатили за пересечение через мост всего десять евро.
Вот теперь и посчитайте – переправить машину через реку Конго обойдётся в тысячу долларов, а в Кейптауне, чтобы переправить через океан, две с половиной! Получается, что через океан перебраться будет стоить всего в два раза дороже, чем через реку!


- Теперь к вашему намечаемому южноамериканскому этапу. Из Монтевидео два пути – на запад, в Аргентину, и на север, в Бразилию. Какой маршрут выбрали вы?


-  У нас намечен маршрут на север, в Бразилию. Сначала мы посетим водопад Игуасу, сделаем петлю через Аргентину – через провинцию Ла-Плата, после чего отправимся в Рио-де-Жанейро, далее по побережью океана в Белу-Оризонти и там – до Манауса, крупного города на Амазонке, центра бразильской провинции Амазонас.


Дальше  - проблема. Мы планировали заезд в Венесуэлу, но там сейчас неспокойно, в любой момент может произойти государственный переворот, поэтому мы решили изменить маршрут и направиться в Перу. Оттуда – в Эквадор, потом в Колумбию, Панаму, пересечём Панамский канал и через страны Центральной Америки – в Мексику. Но и здесь намечается проблема – в Никарагуа начались столкновения, уличные бои, тоже может произойти переворот, а эту страну никак не объедешь. Но в любом случае у нас есть время для корректировки маршрута – до Центральной Америки мы доберёмся только в ноябре, поэтому на месте и разберёмся.


Мы очень хотим побывать на Кубе, поэтому, если будут беспорядки в Никарагуа, отправим машину сразу туда по морю – из Колумбии или Панамы.


На Кубе очень много старых автомобилей, и наша «Буханка» найдёт себе пару, будет смотреться как среди своих. Да и кубинцы - очень дружелюбный народ.


В  США нас есть хитрый план. «Буханка» ведь скопирована с «Форда». Мы хотим найти людей, у которых есть прототипы нашей машины. Очень хочется сделать совместный пробег. Думаю, что в Америке наша машина будет пользоваться популярностью – там вообще очень много ценителей старой техники, и интерес нам обеспечен.


- А где закончится ваша экспедиция?


- После Мексики мы обязательно отправимся в США, очень возможно, что и в Канаду. Потом планируем вновь пересечь океан – на этот раз Тихий. Машину мы переправим в Австралию – предстоит пересечь весь юг континента,  от города Сидней до Перта, а оттуда – на родину, опять через океан – до Находки, но возможно, что сначала – в Японию. Кстати, в Японии очень много фанатов нашей машины! Так что и там надеемся найти единомышленников. У них даже есть клубы любителей «Буханок»! Японцы их переделывают – ставят новое шасси, перекрашивают, и получается настоящее произведение искусства. Всё дело в том, что все эти мировые бренды раскручены, а мы, производя очень неплохую технику, как-то и не думали о рекламе. Вот и не знают за рубежом, что мы можем производить качественную продукцию.


Планируем поездку в Северную Корею, но в Китай заезжать не будем – не хотим  повторять предыдущие маршруты.


Кстати, в этом году исполняется 60 лет марке нашего автомобиля. Я обратился в московское представительство УАЗ, говорю им: «Давайте объявим, что эта экспедиция в честь «Буханки»! Заодно и реклама вашей продукции будет.  В ответ – тишина. То есть, это же элементарная вещь – вообще не надо ничего делать, но наша неповоротливость, забюрократизированность уже не раз играли с нами злую шутку. Правда, совсем недавно ситуация изменилась – нам ответили из представительства УАЗ и очень надеюсь, что дела наладятся!


- Вернёмся к Африке. Наверняка ваше путешествие не обошлось без курьёзных ситуаций. Расскажите!


- Ехали как-то по дороге на севере Анголы. Решили сделать фотосессию на фоне большого баобаба. Не успели выбрать позицию, смотрим - а к нам бежит чуть ли не целое племя! Ну, мы немного перепугались – мало ли что, вдруг нарушили покой священного дерева, думаем – сейчас начнут резать. А аборигены, не обращая на нас внимания, открывают багажник, вытаскивают чемодан, куда-то его тащат. Они приняли нас за бродячих проповедников, пришлось им всё разъяснять.


Чемодан нам вернули, а из деревни мы поспешили убраться поскорее. Провожали они нас по дружески – и опять всем племенем.


Вообще, если сравнивать рассказы путешественников, которые посещали Западную и Центральную Африку, с нашими рассказами, получится небо и земля. Может быть, некоторые сами вели себя так, что провоцировали драки? У нас это не было! Может, это заслуга необычного автомобиля, а может, и мы себя вели соответственно.


Единственный раз в нас кто-то бросил небольшой камень – да и то по неизвестной причине. Конечно, первоначально можно было ожидать и худшего – в прошлом можно было нарваться и на агрессию местных, особенно если они пьяны, а тут появляется белый европеец с фотоаппаратом…  Но сейчас этого мы не наблюдали.


Были эпизоды с полицией, но это обошлось. Едем мы по Гане, уже практически без проблем проехали эту маленькую страну, как вдруг нас на самой границе с Того тормозит полицейский и показывает пальцем на Александра. Говорит, чтобы он направился с ним в полицию, в суд. Спрашиваем, что случилось? Нам говорят, что он не остановился на полицейском посту. Говорим ему: «А где здесь полицейский пост?» Он: «Всё равно, все должны останавливаться, раз этого требует полицейский».


Тем временем, мимо нас совершенно спокойно проезжают другие машины, и полицейский на них не обращает внимания. Придрался! Полицейский настроен решительно – грозится отобрать права. Я понимаю, что эта задержка нам может здорово помешать, поэтому  выхожу, начинаю разыгрывать пантомиму: начинаю останавливать встречные машины, говорю им, что здесь полиция и все должны остановиться.  Ситуация стала накаляться, а я добавляю: «Хотите стать героем российского телевидения? Сейчас позвоню в посольство, набегут журналисты, телевидение. Вы готовы дать интервью?»


Смотрим, полицейский занервничал, разозлился – понял, что нас не сломить, а я добавляю: «Смотри, сколько у нас флажков на машине, мы уже 45 стран проехали, мы не какие-то там!»


До полицейского наконец дошло, что связываться с нами бесполезно - отпустил.


А в Камеруне подходит к нам полицейский, говорит: «А почему у вас не камерунские номера?»  Мы объясняем, что машина-то иностранная. Стоит, думает. Начал придираться к правам: что то там отклеилось. Видим – придирается просто, чтобы заработать. В общем, увидев, что его придирки не имеют эффекта, сказал прямо: «Дайте хоть что-нибудь!» Ну вот, с этого бы и начинал! Дали мы ему сувенирную ручку -  он ушёл довольный.


- Известно, что вы встречались с самим Фёдором Конюховым. Как он отнёсся к вашей экспедиции?


- С Фёдором Конюховым мы познакомились в 2016 году – обсуждали другой масштабный проект. Он подарил нам две иконы собственного письма, одна из них теперь всегда с нами. Услышав про нашу затею, он сначала скептически отнёсся к возможностям «Буханки» пересечь Африканский континент. Но после того, как это было сделано, он сказал Александру: «Я думал, что меня нельзя ничем удивить, но вы меня удивили!»


Итак, африканский этап кругосветки Николая Баландинского завершился. В сентябре его ждут приключения в Южной Америке, и может быть, он ещё расскажет нам о путешествии в тропических джунглях  Амазонки, о посещении жарких стран центральной Америки, обо всём удивительном, что встретится на его пути!


Следом за Америкой будет знойная Австралия, Дальний Восток, длинная дорога домой по бескрайним российским просторам. По России  Николай планирует путешествовать не торопясь – его ждут выступления, лекции, встречи с местными любителями УАЗов. Возможно, что его знаменитая «Буханка» примет участие в каком-нибудь общественном тарусском мероприятии и кто знает, может конечной точкой его путешествия станет наш прекрасный город!? Но об этом говорить ещё рано – экспедиция «На «Буханке» вокруг света» завершится только в 2019 году. Впереди ещё много интересного, и нам остаётся только ждать.


Вадим МАЛЬЦЕВ.