На народном авто вокруг света или Африканские приключения тарусянина

(Продолжение интервью с путешественником и географом Николаем Баландинским. Начало – в №№94-96 «Октября» от 17 августа)


- Чтобы продолжить поездку, вам теперь предстояло переправиться через одну из крупнейших рек Африки – Конго (Заир). Африка полна неожиданностей! Были ли они во время переправы?


- Конечно! Несмотря на то, что Браззавиль и Киншаса - две столицы двух стран под названием «Конго» (одна из них ранее называлась Заир, и мы будем далее так её для удобства называть), находятся по обе стороны одной реки – Конго (Заир), разница между ними огромная! Браззавиль – средний тихий город, чего не скажешь о шумной и перенаселённой (около 20 миллионов человек) Киншасе. Большая, хаотичная и не очень безопасная Киншаса совсем не похожа на своего практически провинциального  соседа.


Река Конго – одна из крупнейших в Африке. Она занимает второе по величине место среди рек континента, уступая лишь Нилу, который, в свою очередь – ещё и одна из крупнейших рек мира.


Между Браззавилем и Киншасой через реку Конго моста нет. Есть подобие паромной переправы. Как таковой паромной переправы между Браззавилем и Киншасой нет. Машины переправляют каким-то полукустарным способом, грузят катер подъёмным краном, чтобы завести её на паром, подставляют доски. Всё это очень дорого и небезопасно. И неясно, чем дело закончится. Мы наблюдали случай, как одну машину такой кран просто помял, и к парому доставили уже груду металлолома.


Мы решили не рисковать, и пошли другим путём, проторенным европейскими путешественниками. Есть фактически единственный нормальный мост через реку Конго в городе Матади - единственном более-менее крупным портовым городом Заира (если не считать значительно более мелкую Бому), куда мы добирались окольными путями. То есть, нам пришлось проехать крупный конголезский порт Пуэнт-Нуар и заехать в Анголу, а точнее – ангольский эксклав  Кабинда. Оттуда въехали в Заир, а потом – снова в Кабинду. Такой вот получился у нас кривой путь.


- Вам пришлось преодолеть много стран. Неужели не было проблем на границе?


- Один случай был в Габоне: у них такие бюрократические правила, что при пересечении границы необходимо было иметь бронь в местной гостинице - это таможенники обязательно проверяют. Но получилось так, что мы запоздали на один день, и  бронь пропала. На таможне позвонили в гостиницу – там сказали, что такой брони нет. Ночь мы провели на границе, а сам пограничный пункт находился в сорока километрах. На самой же границе сидит один единственный пограничник, и выяснить ничего нельзя. Кое-как инцидент был улажен, но мы потеряли целый день, который, правда, потом всё равно нагнали.


А вообще, у нас есть полный набор документов, необходимых для преодоления границы – этому уделяют особое внимание все профессиональные автомобилисты, занимающиеся туризмом. Для посещения Европы покупалась обычная страховка «Грин-кард» на границе с Белоруссией. Стоит всего пару тысяч рублей. Для остальных стран  применяется так называемый «Карнет де Пассаж», представляющий из себя тетрадь с отрывными листами в жёлтой обложке. Это служило гарантией того, что машина покинет некоторые страны в положенное время и без проблем с таможней. Здесь нам очень помогли Общественная палата РФ (Елена Сутормина) и Российский Фонд мира (Леонид Слуцкий). В тех странах, где «карнет» не нужен, оформляли специальное таможенное разрешение за небольшие деньги.


- Проявляло ли местное население к вам интерес? Испытали ли вы враждебное отношение со стороны аборигенов?


- Вообще, наша «Буханка» вызывала интерес  и уважение у местного населения. У неё ещё такая расцветка яркая – красная, белая, чёрная и флажки по бокам. Это привлекает внимание. Машина эта широко и давно известна в Африке – в годы гражданской войны в Анголе «Буханка» хорошо зарекомендовала себя на службе Народной армии. Тот факт, что мы из России, вызывал живейший интерес у местного населения. То есть, можно сказать, что в 99% случаев отношение к нам было очень дружелюбное, и именно потому, что мы - русские. Повсеместно ещё в советский период русские хорошо зарекомендовали себя в Африке, а это сохранилось в памяти населения.


Например, Нигерия. Это замечательная страна! Правда, у неё плохая репутация в смысле терроризма и похищения людей. Но мы встречали только улыбающиеся лица, о людях остались самые лучшие впечатления. Страна относительно большая, и пересекали мы её через центральные и северные районы. Южнее, где сосредоточены все политические и экономические центры, обстановка совсем другая, и можно попасть в историю.


На северо-востоке страны, в районе озера Чад, орудуют террористические группировки – исламистская Бокохарам и другие фанатики. В одном из крупнейших городов Нигерии Порт-Харкорт, действуют бандитские шайки, которые  похищают людей в целях получения выкупа, и у страны такая репутация, что она считается чуть ли не самой опасной. Но нам сильно повезло, что мы выбрали такой маршрут. В центре страны своя местная религия и террористов всех мастей сюда не пропускают за пушечный выстрел – мы встречали только доброжелательных улыбающихся людей. Именно из-за религиозных и бандитских группировок для 99% туристов Нигерия, как говорится, в чёрном списке. Про любую африканскую страну много чего говорят, но, проезжая через страны, мы часто наблюдали противоположную картину, разрушающую общепринятые стереотипы.


Про Сенегал рассказывали, что туда вообще нельзя заезжать. Но мы проехали по Сенегалу без проблем, и ничего плохого сказать не можем. Про Гвинею-Бисау рассказывали страшилки, что там ужасная полиция, которая выманивает у туристов деньги. На самом деле, всё оказалось не так – с нас ничего не выманивали.


- Кстати, а что местные полицейские? И как население реагировало на вашу машину?


- Полицейские на дорогах почти везде очень приветливы. Например, в Анголе установка такая, что туристов вообще не трогать, не останавливать! Помашут нам рукой – езжайте дальше, и до свидания. Когда слышали, что мы из России, часто начинали кричать: «Раша Путин!». Третье слово, которым нас встречали – это «Мундиаль». Чемпионат мира по футболу скоро должен был начаться, и без этого никак было не обойтись. Нас даже спрашивали: «Как же так, у вас начинается чемпионат, а вы уехали из страны». На это мы отвечали: «У нас свой чемпионат», - имелась в виду наша поездка.


Интерес машина вызывала не только у чёрного населения, но и у белых путешественников. Нам встречалось очень много европейцев, путешествующих по Африке своим ходом – многие путали её с одной из модификаций «Фольксвагена», имеющей с «Буханкой» определённое сходство. Потом они сильно удивлялись, что это  русская машина. Выходили из своих джипов, выстраивались, и рассматривали диковинный транспорт. Экзотика! Проще было с восточноевропейскими туристами – они о нашей машине осведомлены больше благодаря советскому периоду истории.


В Анголе к нам иногда подходили, говорили: «О, а мы на этой машине воевали!» или: «О, да это скорая помощь!» «Буханка» хорошо зарекомендовала себя и как боевая машина, и как транспорт для помощи людям.


Вообще, выбор «Буханки» как транспортного средства был абсолютно правильным ходом – на дорогах полно всяких навороченных джипов, на которые мало уже кто обращает внимание, а тут – мы на своей диковине. Это вызывает живейший интерес не только у африканцев, но и у европейцев. Нас спрашивали, останавливали, просили сфотографироваться вместе. Получилась такая своеобразная реклама нашему автопрому.


- Восточноевропейцы! В странах Восточной Европы русских не жалуют. А как они относились к вам, встречаясь на африканских дорогах?


- Все относились хорошо и к нам, и к нашей технике. Ни разу мы не слышали никаких русофобских окриков. Политики вносят разлад между народами, а простые люди как были в большинстве друг к другу дружелюбны – так и продолжают.


Конечно, мы везём с собой футболки, разные мелочи, сувениры. Всю эту мелочь мы раздариваем по дороге. Но особого прессинга со стороны властей никогда и нигде мы не испытывали.


- А может ли наша «Буханка» уделать «мордатую» иномарку?


- «Мордатую» она может уделать благодаря своей простоте. То есть, проходимость у неё хорошая, неприхотлива, а по своим ходовым качествам ничем не уступает джипам. Она просторна, надёжна и довольно недорого стоит. Не зря ведь, например, вся Монголия ездит на наших «Буханках». Есть и недостатки – амортизация не очень хорошая, но к этому быстро привыкаешь. Немножко меньше скорость, но это не настолько принципиально. Единственный минус – запчасти. Их на нашу экзотику практически невозможно найти. Но так как наше путешествие многоэтапное, то  мы решили и эту проблему – необходимыми запчастями мы запасались при каждом возвращении домой. Смотрим – что-то начинает барахлить, - сразу ставим вопрос о запчастях. Но сами подумайте, насколько качественная наша машина! Мы проехали на ней 55 тысяч километров, а были лишь незначительные поломки!

 

(Продолжение следует в следующем номере «Октября» от 31 августа).


Вадим МАЛЬЦЕВ.