Есть вещи, которые нельзя купить за деньги!

Летний Рихтеровский фестиваль оставил массу впечатлений от соприкосновения с бессмертными произведениями классиков.


Наверняка каждый, кто хоть раз побывал на одном из концертов, непременно обратил внимание на эффектную женщину, которая является и ведущей, и своеобразным биографом каждого исполнителя. Она знает о музыкантах многое, и перед выступлением рассказывает о каждым из них увлекательную историю!


Сегодня Элла Игуменцева, бессменная ведущая Рихтеровских фестивалей – гость нашей редакции.


- Элла, кто Вы по профессии? Как Вы стали ведущей фестиваля?


- Я работаю в Министерстве иностранных дел на высших курсах иностранных языков – это моя основная служба. Но первая моя профессия – артистка балета. Правда, это было давно, тем не менее, к музыке и театру я имею кое-какое отношение.


Все, кто принимает участие в фестивале и те, кто помогает его делать – это всегда неслучайные люди. Они не просто так появились, и обязательно имеют какое-то отношение к музыке и искусству. Более того, я считаю, и об этом говорит мой опыт, что Таруса - такое место, что сюда просто так никто не попадает. Людей сюда приводит какое-то провидение Божье.


Как я попала на фестиваль? Наверное, это было случайно, хотя, кто знает? Я просто пришла в типографию по основной работе – надо было отпечатать буклет к определённой дате. А директор типографии оказался человеком, который стоял у истоков создания Фонда Святослава Рихтера, начала первых фестивалей – Евгений Михайлович Долинский. Мы с ним разговорились, и он, поняв, что меня очень интересует музыка (я люблю оперу, музыкальный театр), сказал: «А не желаете познакомиться с интересными людьми, которые делают замечательный, совершенно невероятный фестиваль!». Это был 1998 год. Я с радостью согласилась, и он познакомил меня с Эльвирой  Алексеевной Орловой – вице-президентом фонда Святослава Рихтера, за что я ему до сих пор безумно благодарна.


- Вы стояли у самых истоков фестиваля! Доводилось ли вам общаться с самим Святославом Рихтером?


- Фестиваль в Тарусе проходил с 1992 года. К сожалению, я так и не застала Святослава Теофиловича – он умер в 1997 году, а я прибилась к этому движению поздно, в 1998-м. Из уст Эльвиры Алексеевны я неоднократно слышала рассказы о Святославе Теофиловиче, знаю многое из того, как всё было на самом деле.


Сначала я приезжала на тарусские концерты как слушатель. Первые концерты проходили иначе: они шли  не целым фестивалем - это были отдельные концерты в определённое время. Ведь фестиваль не сразу оформился  в то грандиозное мероприятие, каким он является сейчас. Людей на такие концерты ходило значительно меньше – наши возможности были сильно ограничены. Первые концерты проходили в Тарусской картинной галерее, с которой мы связаны неразрывно. Но зал картинной галереи мог вместить максимум сто человек.

Позднее, когда мы поняли, что надо что-то менять, мы перебрались в киноконцертный зал – тогда это был ещё просто кинотеатр «Мир». Здание было в ужасающем состоянии – рваные кресла, плесень на сцене, сырость. Во время концертов, мы даже ставили вентиляторы в проходах, чтобы хоть как-то уменьшить запах сырости. Так продолжалось несколько лет, пока к нам не начали приезжать звёзды международного уровня, послы разных стран. И фестиваль начал приобретать международное значение.


- Какие страны были первыми международными посланниками? Они оказывали какую-то помощь?


- Приезжали представители из Исландии, Германии, Австрии, Лихтенштейна, Польши, Италии и даже Уганды. Сейчас всех и не назовёшь, их было очень много – посол из каждой страны старался поддержать своих исполнителей.


Очень сильно помогли нам посольства Германии и Австрии – вплоть до финансовой поддержки. Если выступали их музыканты, то они брали все расходы по организации выступления на себя – перелёт музыкантов, обустройство их на месте и многое другое. И это было неоднократно.

- Ваша роль в это время?


- Сначала я просто участвовала и помогала, чем могла, но скоро всё изменилось. Профессиональные ведущие у нас были – это Пётр Татарицкий и Наталья Морозова. В какой-то момент наши друзья сказали: «Хочется чтобы фестиваль стал более «домашним», своим, открытым. Хочется найти человека, который нам бы обо всём рассказывал, был ближе к зрителям. Так они постепенно подготовили меня к тому, что концерты придётся проводить мне.

- Это была сложная задача?


- Конечно! В мои обязанности входила встреча артистов, расселение, решение бытовых вопросов и устройство их быта,  организация репетиций, а тут ещё и это!

Каждый из участников вносил посильный вклад. Мы всё делали и делаем совершенно безвозмездно. По сути, наша работа – это ещё и волонтёрство.

Был период, когда у нас были прекрасные спонсоры. Но сейчас мы остро нуждаемся в поддержке. К нам приезжают звёзды мирового уровня, а гонорары за выступление в Тарусе чисто символические – музыканты выступают фактически на общественных началах, ради искусства.


Мы не можем делать на наши концерты слишком дорогие билеты – чтобы посещение было по карману всем, поэтому несложно подсчитать, какой гонорар у артиста. То есть, наш фестиваль держится, в основном, на двух столпах – энтузиазме организаторов и энтузиазме самих музыкантов. Для них, во-первых,  имя Рихтера  очень много значит, а во-вторых, они очень любят наш фестиваль, всегда отмечают что здесь необыкновенная публика, причём не просто доброжелательная, но и разбирающаяся в искусстве. То есть, всё это отчасти благодаря и нашим стараниям.


- Рассказывают некоторые: приехали,мол, музыканты, сейчас начнут деньги лопатой грести. Или: приехали москвичи, устроили фестиваль – сами на него и ходят.  Что Вы на это скажете?


- Это неверно. Во-первых, фестиваль делается для Тарусы и тарусян. В своё время Рихтер сказал Эльвире Орловой: «Элла, нам надо сделать что-нибудь хорошее для Тарусы. Давайте сделаем фестиваль». Это была его мечта, и он воплотил её в жизнь: «Пусть приезжают к нам молодые музыканты, занимаются, а потом дают концерты. А на средства, вырученные с этих концертов, мы будем устраивать фестивали». Но, как личность творческая, Святослав Рихтер был далёк от практических  вещей и плохо представлял, как всё это будет происходить.


Во-вторых, фестиваль держится и благодаря помощи местных энтузиастов. Нам очень хорошо помогают  местный предприниматель Исмаил Ахметов,  Людмила Шуклина,  Наталья Верзилина, наши московские тарусяне Наталья Смирнова, Татьяна Фролова. Все они очень известные люди, стояли у самых истоков и помогали, чем могли.


Безусловно, у нас  всегда много москвичей, но это же не умаляет того, что мы делаем для Тарусы! На фестивале  этого года мы решили применить градацию – есть билеты для пенсионеров, других льготных категорий, и цена на них вполне доступна для многих! Стараемся известить зрителей заранее, когда можно взять билеты. Мне кажется странным, когда говорят подобные вещи. В Москве, кстати, таких людей тоже предостаточно – говорят: «Зачем тебе надо тратить свой отпуск за бесплатно?». Таким я всегда отвечаю: «Есть вещи, которые нельзя купить за деньги».


- Каким коллективам и музыкантам фестиваль открыл дорогу в жизнь?


- В Тарусе в основном коллективы народные. Это немножко не наш формат. Но детская школа, которая работает с нами уже десять лет, призвана помочь нам в этом! На недавнем концерте выступал Даниил Умнов – это же наш мальчик, выпускник тарусской музыкальной школы, и ученик Рэма Урасина. Он - практически готовый музыкант. Есть и другие дети, которые прошли через нашу школу. И это им, несомненно, пригодится в будущем.


- На фестивале выступал камерный оркестр Тарусы. Как Вы думаете, у него есть будущее?


- Тут ситуация упирается в материальный вопрос. Этот оркестр поддерживает Исмаил Ахметов. И будем надеяться, что оркестр будут поддерживать и дальше. По-другому сейчас нельзя никак,  ведь оркестр - это  дорогостоящая вещь, требуется очень многое для его существования. Но оркестр этот прекрасный, и у него большое будущее. Со временем он может стать гордостью Тарусы. В этом году коллективу исполнилось пять лет. Я помню их первые концерты – за это время произошёл просто гигантский скачок в развитии, во многом благодаря  Ивану Великанову. Пусть он и родился в Париже, но остался коренным тарусянином. Он и создал этот оркестр здесь, чтобы тарусские дети могли реализовать свой талант – в этом заключалась идея.


- Планируется ли выход фестиваля на более высокий уровень?

 

- Возможно, но всё зависит от финансирования и поддержки проекта. В Тарусе мы и так завоевали популярность: фестиваль проходит два раза в год при полных аншлагах. А уровень вы имели возможность оценить. Какого ранга звёзды выступают у нас! Фактически это первая десятка мировых исполнителей, и их приезд в Тарусу говорит сам за себя!


- За время существования фестиваля случались ли какие-нибудь курьёзные ситуации?


- У нас есть очень интересный коллектив – ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. Он выступал у нас много лет, но сейчас возникли сложности с перевозкой аппаратуры. Однажды, лет семь назад, они захотели сыграть на открытой сцене, у дома Рихтера на Оке. Погода была прекрасной – она всегда прекрасна, когда мы выступаем. У нас даже есть шуточное поверье, что Святослав Теофилович заботится о нас, следит, чтобы тучи не мешали выступающим.

 

Так было и в этот день. Зрители разместились на поляне, появился и сам Марк Пекарский с оркестром.  В конце концерта должны были звучать шесть огромных барабанов.  Музыканты бьют в них с огромной силой, подобно грому. И вдруг, в совершенно ясный день, поднимается страшный ветер, и начинается ливень, который идёт стеной. Народ прятался, кто как мог, а музыканты продолжали бить в свои барабаны. И самое интересное – как только они перестали бить, дождь прекратился! Вновь засияло Солнце, а мокрый Марк Пекарский давал потом бывшему здесь же телевидению интервью, с восторгом приписывая этому событию мистические свойства.


Однажды, опять во время выступления этого коллектива, в зале погас свет. Концерт пришлось остановить, а мы уже знали, что при выступлении группы Пекарского обязательно что-то произойдёт, и не особо удивились происшествию!


Уже двадцать лет Элла Игуменцева - участник этого знаменитого проекта. Стиль её работы – сблизить музыканта со зрителем, представить его так, чтобы они почувствовали его «своим человеком», создать некую связь на ментальном уровне. Надо сказать, ей это превосходно удаётся!


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.