На народном авто вокруг света, или Африканские приключения тарусянина

 


Николай Баландинский – человек, хорошо известный читателям «Октября», на страницах которого неоднократно печатались заметки о его путешествиях по разным странам мира. Пожалуй, не осталось в мире места, куда бы ни ступала нога этого путешественника, руководителя клуба «География» - старейшего частного клуба путешественников в России.


Уже давно Николай живёт в Тарусе. Он - прекрасный семьянин и хороший отец, но неугомонный характер всё равно гонит его на поиски приключений. Неутомимый дух исследователя горит жаждой новых открытий и пыльные далёкие дороги экзотических стран однажды вновь встретят тебя удивительными событиями и откроют свои тайны.


Неожиданно мы узнали, что Николай Баландинский организовал новую экспедицию – теперь этот бесстрашный  тарусянин совершает кругосветное путешествие на… буханке! Конечно, не настоящей, а на автомобиле «УАЗ 452», в народе получивший такое прозвище за свой внешний вид.


Эта «Буханка» уже отмотала 55 тысяч километров по дорогам России, Европы и Африки, и теперь ей предстоит исколесить большую часть Южной Америки – этот этап начнётся в сентябре. Сегодня Николай Баландинский – в гостях у «Октября» и рассказывает о наиболее интересном – африканском отрезке пути его экспедиции.


- Николай, расскажите немного о себе. Когда у вас проснулась страсть к путешествиям?


- Я родился в Москве, окончил сначала историко-архивный институт, а потом МГУ. С 1993 года стал активно заниматься профессиональным туризмом, а с 2004 года практически постоянно живу в Тарусе. У меня здесь семья, дети – свои и приёмные. Так что меня можно считать коренным тарусянином.


Путешествовать на дальние расстояния начал в 1992 году – на это подвигло любопытство. Своим самым первым путешествием я считаю незабываемую поездку в Крым – ещё в детстве. Наверное, тогда я и решил стать путешественником. Первая большая поездка – по Волге, в юности. Со временем география моих поездок расширялась, и уже будучи профессиональным путешественником, с женой исколесил весь Китай – от провинции Юньнань – до Синьцзян-Уйгурского автономного района. После этой поездки стал организовывать более дальние - телевизионные экспедиции.

 


- То есть, эта поездка по Китаю вас зажгла, вы родились там как путешественник?


- Скорее так и есть. Помимо моей любви к путешествиям именно в китайских поездках присутствовала масштабность, необходимость планирования длительных по времени экспедиций на большие расстояния. До этого я ездил  по России и Европе, а Китай стал как бы отправной точкой на более дальние расстояния.


- Как начиналась ваша нынешняя экспедиция «На буханке вокруг света»? Что нужно было предпринять для организации этой удивительной кругосветки?


- Главное – это идея, второе – команда, третье – концепция, которая может привлечь людей, спонсоров. Спонсоры – это вообще отдельный разговор, потому что не так всё просто, как кажется. Бывает, что самая великолепная идея не находит никакого отклика, и наоборот – совсем простая идея привлекает к себе всеобщее внимание спонсоров, рекламодателей.


Идея экспедиции «На  буханке вокруг света» родилась из другого проекта – хотели делать телевизионное автошоу на базе реального путешествия, но проект оказался громоздкий, дорогостоящий, очень сложный в исполнении, поэтому решили сделать что-то простое и понятное.


В данном проекте мы участвуем вдвоём – моим компаньоном стал Александр Морозов; у него даже есть творческий псевдоним «Саша Холодный». Он приобрёл эту «буханку», переделал в более-менее подходящий автомобиль для дальних путешествий, но переделка не касалась ничего «глобального» - были сделаны небольшие непринципиальные дополнения – для удобства.


- Кстати, а почему вы выбрали для экспедиции нашу пролетарскую «буханку», а не какой-нибудь навороченный мордатый внедорожник?


- Именно путешествие на народном автомобиле выглядит более экзотичным, чем на навороченном джипе. Тем более что джипы встречаются везде, а здесь получается – обычная машина, в которую никто и не верит: «Как это?  На такой машине – и вокруг света! Невозможно, далеко не уедете!» А мы проехали на ней уже 55 тысяч километров без каких-либо фатальных поломок! Да и те, которые были, мы исправили без особых проблем. Да и случилась первая поломка через 50 тысяч километров – мы меняли валик. С ней мы справились всего за час. Сейчас, пройдя огромное расстояние, машина нуждается в замене шин на задних колёсах. Всего лишь шин!


Люди отдают миллионы за дорогущие машины, ездят на них раз в год на рыбалку, а здесь простая и относительно недорогая отечественная машина по качеству не уступает дорогим иномаркам. Так что думайте сами!

 


- Теперь к самой экспедиции. Когда и где она взяла свой старт?


- Кругосветку мы начали с Европы, разделив путешествие на три этапа. Первый включал пробег вокруг Чёрного моря с обязательным заездом на Адриатику, а для этого нам пришлось проехать, кроме России, через Белоруссию, Польшу, Словакию, Венгрию, Хорватию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Албанию, Грецию, Турцию и Грузию. В этом этапе в июне 2017 года участвовал Александр со своими детьми.


Второй этап включал поездку по странам Северной Европы – проехали Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию (откуда отправились самолётом в Исландию), потом была Германия, Польша. Этот этап продлился с 15 июля по 24 августа 2017 года. В нем принял участие и мой сын Христофор.


Третий этап – страны Западной и Южной Европы. В октябре 2017 года мы снова отправились в Польшу, оттуда в Чехию, Австрию, Лихтенштейн, Швейцарию, Италию, Монако, Францию, Андорру, Испанию. Из Испании мы прибыли в Гибралтар – британскую территорию на Пиренейском полуострове. Здесь наш европейский отрезок кругосветки подошёл к концу – предстояло пересечь Гибралтарский пролив - и мы в Африке: в Марокко, откуда должны были начаться наши африканские странствия.


- Вы высадились на марокканской земле в городе Танжер?


- Нет. Первым нашим африканским городом стала Сеута. Как ни странно, мы снова оказались в европейской стране – Испании. Всё дело в том, что на территории Марокко есть несколько испанских эксклавов – Сеута и Мелилья. С одного из них и начали мы поездку.


Сеута – это типичный европейский городок со старинной архитектурой. Основан ещё в 15 веке, и после того, как Марокко добилась независимости, Сеута осталась за Испанией. Из Сеуты мы направились в Касабланку – один из крупнейших центров Марокко, современный город. Далее наш путь пролегал на Агадир – Сафи – Тарфая. Кстати, в Тарфая служил в годы войны знаменитый писатель Антуан  де Сент-Экзюпери.


Марокко – богатая, спокойная африканская страна, в которой очень сильно чувствуется европейское влияние – близость Европы и колониальное прошлое оставили свой след. Но это ещё и мусульманское арабское государство – получилась некая смесь запада и востока.


Из Тарфаи мы направились в Эль–Аюн.


- Эль-Аюн – это несостоявшаяся столица Западной Сахары. Раньше на этой территории действовал фронт ПОЛИССАРИО, боровшийся за независимость этой территории от Марокко. Как там сейчас обстоят дела?


- Территория Западной Сахары поделена между Мавританией и Марокко. Фронт ПОЛИССАРИО контролирует не более трёх процентов территории. В основном это узкая полоска земли вдоль мавританской границы, местами шириной не более километра. Так что времена борьбы за независимость ушли в прошлое. Сам Эль-Аюн превратился в симпатичный тихий город. Из Эль-Аюна мы направились в Дахлу, оттуда – в мавританскую Нуадибу.


Пересечение границы между Мавританией и Марокко не представляло сложностей. Правда, мы немного замешкались – таможенный пункт на территории Мавритании уже закрывался. Мы прибавили газу и вдруг со стороны Марокко нас окрикнули: это были бойцы фронта ПОЛИССАРИО. Мы проезжали через контролируемую ими землю и не заплатили пошлину. Но мы не стали останавливаться – прибавили газу и через минуту были на мавританской земле.


Граница между Мавританией и Марокко вся забита старыми машинами – их перегоняют из страны в страну,  делают на них бизнес. Везут их со всех концов – очень много просто краденых.


- Что представляет из себя Мавритания? И что было дальше?


- Мавритания – пустынная страна. Даже немного скучная. Территория большая, а население маленькое. Из Нуадибу мы направились в Нуакшот – столицу страны. Это средний, спокойный город, где мало можно найти чего интересного.


Что касается пустынь – большая часть Мавритании покрыта песками Сахары. Но вдоль атлантического побережья страны проложены относительно неплохие дороги, так что пересечь пустыню не составило особого труда. В барханы мы из предосторожности решили не углубляться. Правда, один раз всё же застряли, но это было уже в Намибии. Нам пришлось откапываться, но обошлось всё хорошо, из песчаного плена вырвались быстро.


Вторая пустыня, которую нам пришлось пересечь – Намиб на юге Африки. Это было уже в конце нашей африканской эпопеи.


Из Мавритании мы отправились в Сенегал, пересекли реку Гамбия, по обеим берегам которой расположено одноимённое государство. В столицу Гамбии – город Банжул - заезжать не стали, отправились дальше, в Сенегал, Гвинею-Бисау и Гвинею. Далее через Кот д Ивуар,  Гану и Того без особых приключений добрались до Бенина. Там, в городе Котону, оставили машину в нашем посольстве, - это был первый африканский этап пробега.


Потом мы вернулись на самолёте домой – необходимо было оформить визы для дальнейшего путешествия. Спустя месяц, в январе 2018 года, продолжили свой путь через Нигерию, Камерун, Габон и Конго, где в столице этой страны городе Браззавиль машину оставили на три месяца. В феврале начинался сезон дождей, размыло все дороги, начались наводнения, и на это время мы вернулись в Москву.


В мае, когда закончился сезон дождей и наступил сухой сезон, мы вернулись в Браззавиль и начали подготовку к очередному этапу.


Главным героем нашего путешествия является автомобиль, поэтому нашего постоянного физического присутствия не требовалось. Это мы подчёркиваем всегда, когда пытаются нам  сказать: «Какая же это кругосветка, если вы возвращаетесь?»  Во-первых, мы продолжаем путешествие, а во-вторых его главный участник – автомобиль сам по себе. Он своего местоположения в сезон дождей не менял.


Последний этап длился с мая по июнь – нам предстояло добраться до самого юга Африки до Кейптауна.


- Окружность Земли по экватору – около 40 тысяч километров. Каковы правила кругосветки? Ты должен «наездить» эти километры, и если предстоит пересечь океан, то «отбить» недостающее по суше, или такое правило не является обязательным?


- Это необязательно! От начала экспедиции до окончания африканского этапа мы проделали 55 тысяч километров - это почти в полтора раза больше окружности экватора. Когда будет завершена кругосветка, протяжённость маршрута составит 80 тысяч километров. По сути, это две кругосветки!


Беседовал Вадим МАЛЬЬЦЕВ.


(Начало. Продолжение – следующем номере «Октября» от 24 августа)