В канун юбилея ветерана

Тётя Зина

Солнечные блики играют на стёклах окон. На лавочке у дома сидит тётя Зина Касатикова. Прикрыв ладонью глаза, долго вглядывается в идущего к ней человека.

- Тоня, ты, что ли?

- Я, тётя Зина.

- Ну, иди, посиди со мной.

Присаживаюсь. И начинается у нас с ней разговор «за жизнь».

Родилась тётя Зина в маленькой деревеньке Александровская Слобода. Было в ней всего восемь домов, прямо дачное место. И очень красивое, вспоминает она. Отец участник Первой мировой войны, четыре года находился в немецком плену. Уходил на фронт – дочке было два года. Возвратившись в родную деревню, построил дома – сначала себе, а потом и другим родственникам. Отец был очень хорошим плотником, дома ставил во всей округе. Трудился от зари до зари. А иначе нельзя было, в семье к тому времени было уже пятеро детей, и, как выразилась тётя Зина, «рубаха от пота не высыхала».

Умер отец рано, от воспаления лёгких, оставив жену с ребятишками. Хорошо, что в этой деревне жили мамины родители, которые как могли ей помогали.

Тётя Зина рано начала работать. Сначала телятницей, а когда в деревне построили ферму, перешла в доярки. За ней было закреплено 15 коров, которых доили вручную. Когда появилась механическая дойка, за ней уже было 25 коров. Тяжело, корма разносили в больших корзинах. А дома – Шестеров детей, огород, своя скотина… Нет, она не жалуется. Так сложилась жизнь. Муж умер рано, одна поднимала детей. Всем дала образование, все стали хорошими специалистами. С детства приучала их к труду. Вспоминает старшая дочь Ольга: «Мы маме всегда помогали на ферме. Бывало с танцев придёшь, спать охота, а утром в четыре часа нужно идти на ферму. И шли, никто нас не поднимал. Сами понимали, что маме тяжело».

Ольга, кстати, по специальности зоотехник, тоже до ухода на пенсию работала в животноводстве.

Да, нелёгкой была жизнь тёти Зины. Но она выстояла, всё выдержала. У тёти Зины восемь внуков и 13 правнуков. А я почему-то не могу назвать её бабушкой! Душой она молодая, а молодые души не стареют, хоть и донимают её болезни, но держится!

- Знаешь, - говорит она, - недавно побывала в родной деревне и сильно расстроилась. Пропадает, гибнет деревня, зарастает бурьяном. И горько мне стало на душе! Она мне теперь каждую ночь снится, вся моя жизнь перед глазами проходит…

Деревня-кормилица… От зари до зари люди работали, тянули жилы, чтобы жизнь стала краше и лучше. Скольких людей она спасла от голода, скольких согрела и приютила в военное лихолетье.

- Как-то, - говорю тёте Зине, - услышала стихотворение о деревне, и были в нём такие строки: «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве».

Может быть, когда-нибудь и поставят такой памятник, и это будет справедливо. Деревня это заслужила.

А тётей Зиной пройден большой жизненный путь, полный забот, тревог, испытаний. Но не очерствела душа Зинаиды Терентьевны Касатиковой. Добротой, заботой к родным, близким, ко всем людям наполнено её сердце. Да и фамилия у неё сама за себя говорит – наверное, от слова «касатка»: добрая, отзывчивая.

Итак, тётя Зина на пороге «бриллиантового юбилея» - 90-летия. Большая, красивая дата. Будет много поздравлений, подарков. За праздничным столом соберётся большая семья. А как они поют, заслушаешься! И конечно, зазвучит за столом сильный голос юбилярши. Дочери говорят, что мама в молодости была мастерицей петь, да и сейчас ещё отлично подпевает.

Дорогая тётя Зина! С наступающим Вас юбилеем! Живите долго-долго. Пусть в Вашей жизни будет ещё много солнечных дней, пусть все невзгоды и печали останутся позади и никогда не отразятся в Ваших глазах.

А. НИКИФОРОВА,

г. Таруса.

Фото предоставлено автором.