Традиции и ремесла

Кудесницы калужской перевити

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как ходит игла в руках вышивальщицы, создавая узор?

Это захватывающее зрелище! Стежок к стежку - и вот уже обычный кусок материи расцвечивается орнаментом такой красоты, что глаз не отведешь!

 

Традиционная калужская народная вышивка  по сетке  - «цветная перевить» - отличается особым богатством орнаментальных мотивов и многообразием технических приемов их исполнения.

Плотный белый узор, выполненный «цветной перевитью», как правило, четко выступает на красном аурном фоне с цветными вкраплениями, и всегда является основным в композиции.

Мастерице мало владеть техникой вышивки, знать ее последовательность. От нее требуется  огромное терпение, усидчивость, аккуратность, а главное  – любовь к красоте, которая только и позволяет создавать истинно художественные произведения прикладного искусства.

Тематика тарусской вышивки от самых своих истоков основывается на изображении реальной жизни, природы, животных и растительного мира, того, что окружает человека в быту. В искусных узорах мастериц есть фигуры птиц и домашних животных, деревьев, цветов, различные геометрические рисунки.

Художественные вышивки тарусских мастериц издавна украшали свадебные подарки, рубашки, скатерти, полотенца, подзоры, портьеры и другие предметы домашнего обихода.

Подлинного расцвета тарусская вышивка достигла после объединения мастериц в артель. Здесь в коллективе под руководством талантливых и опытных художников развивалось творчество ревностных хранителей и продолжателей народных традиций.

Тарусская артель основана в декабре 1924 года. В ее организации принимали участие большие знатоки искусства художественной вышивки - Мария Федоровна Якунчикова и Наталья Яковлевна Давыдова.

Большую роль в развитии вышивки в Тарусе сыграло увлечение народным декоративным творчеством семьи народного художника  Василия Дмитриевича Поленова, жившего недалеко от Тарусы близ села Бехово в усадьбе «Борок». До 1929 года вышивальщицы работали на дому, а именно  в этом году в Тарусе была организована мастерская вышивки. Помимо тарусянок, в артель пришли мастерицы-вышивальщицы из окрестных сел. В числе первых - Маргарита Гумилевская. К каждой новой работе Маргарита Николаевна старалась подойти творчески, вложить в нее всю свою душу. Постепенно оттачивалось ее мастерство, приходила зрелость. Она много работала над созданием новых рисунков, смело перерабатывала калужские мотивы и создавала свои оригинальные композиции. В дальнейшем Маргарита Гумилевская работала инструктором вышивки, а затем -художником артели. Постепенно расширялись тематика и сюжеты узоров тарусской вышивки. Образцы шитья и мотивов вышивки собирались по селам тарусского района и в других районах Калужской области. Интересные узоры были собраны в Перемышльском районе и других местах.

В конце 20-х и 30-х годов лучшие образцы высокохудожественных работ Тарусской артели с большим успехом экспонировались на нескольких международных выставках. На выставке в Париже тарусская артель получила золотую медаль и диплом первой степени. В 1927 году изделия тарусских вышивальщиц были удостоены диплома первой степени в Милане. Высокую оценку получило мастерство тарусян на Нью-йорских выставках.

В 1961 году артель преобразована в фабрику «Художественная вышивка с количеством работающих 513 человек. До этого фабрика (бывшая артель вышивальщиц) располагалась в приспособленных зданиях. В 1929 году была организована мастерская вышивки под руководством М.Н.Гумилевской, которая располагалась по ул. Р.Люксембург в доме, где находится музей семьи Цветаевых. Работающих было 30 человек. Затем, в начале 30-годов,  артель получила двухэтажное здание  по ул. Ленина (магазин «Праздничный»). К концу 1939 года артель насчитывает 300 человек работающих. В эти годы председателем артели была Мария Никитовна Никитина (сестра Тарусского фельдшера в то время – Ильи Антоновича).

Во время прихода в Тарусу немецких солдат все имущество и продукция были растащены самими работающими (многое сохранилось по домам). Сохранились только спецмашины-ажурные, которые были зарыты на территории артели. Здание попало под бомбжеку и было разрушено до основания.  Работа в артели прекратилась.

После оккупации в 1942 году секретарь райкома КПСС И.А.Лапшин  и председатель исполкома Моисеев Н.И. вызвали Иванову М.С. (т.к. бывшая председатель артели М.А.Никитина  умерла). Они вручили ей печать артели вышивальщиц, а также обязали возродить ее. Иванова М.С. совместно с Гумилевской М.Н. обошли все дома работающих до оккупации членов артели, собрали, что могли, и что сохранилось. Образцы рисунков в рулонах, которая Гумилевская М.Н. собирала по крестьянским домам, сохранились дома у Маргариты Николаевны Гумилевской. На паевые взносы членов артели приобрели два здания, одно - по ул.Ленина-29 (дом Добротворских) и второе - по ул.Комсомольская-17 (дом Верзилиных). Собрали рабочих, получили швейные машинки из Тулы и приступили к изготовлению белья для Красной Армии.

Затем М.Н.Гумилевская и М.С.Иванова поехали в Москву к Косыгину, который дал наряд на получение льняного полотна из Кемерова и дал заказ на изготовление столового белья для Кремля. Артель в то время располагалась по ул.Каляева, там находилось правление артели, держка сетки под вышивку, ажур, пошив, вышивка, стирка и утюжка готовых изделий  и склад готовой продукции. В приобретенных домах по  ул.Ленина - раскрой , склад сырья, прием и выдача продукции надомникам и цех индивидуального пошива верхней одежды и платья. По улице Комсомольской находилась вышивка. Были также открыты филиалы в Мышиче,  Алексине,  Троицком, Волковском,  и по селам - надомники.

После окончания войны Калужским обкомом КПСС был дан большой заказ высокохудожественных изделий для маршала Жукова. В 1946 году, при  председателе артели Пуговкине Павле Акимовиче, приобрели двухэтажное здание по ул. Карла Маркса (теперь жилой дом). Перевели швейный цех в здание по ул.Комсомольской. В доме Добротворских разместили правление артели, держку сетки под вышивку, раскрой и склад сырья. На ул.Каляева осталась вышивка, пошив вышитых изделий и подшив скатертей и др. изделий прямого  кроя, ажур, стирка и утюжка готовых изделий, упаковка готовой продукции  и склад готовой продукции.

В цехах артели отопление было печное, освещение – керосиновые лампы на каждом рабочем месте. Стирка была ручная, в деревянных чанах. Отжим производился тоже вручную на центрифуге. Утюжили изделия большими тяжелыми китайскими утюгами от 3-6 кг весом, нагревались утюги на плите. Продукция по цехам и филиалам доставлялась на лошади, пароходе, а внутри города в мешках на себе. Так работали до 1964 года.

В 1964 году из приспособленных  трех зданий фабрика перешла в новый производственный корпус, который был построен благодаря письму Г.К.Паустовского в газете «Правда» - «Письмо из Тарусы», -  написанному в 1956 году.

Значительно расширив ассортимент изделий, фабрика перешла на выпуск женских платьев и костюмов, блузок, мужских рубашек, отделанных народной вышивкой. И оказалось, что в приложении к современной одежде она ничуть не устарела, а наоборот - заиграла новыми гранями. Через все годы, через все трудности коллектив фабрики пронес трепетную заботу о сохранении традиционной техники вышивки «цветная перевить». Это во многом заслуга замечательного художника прикладного искусства М.Н.Гумилевской.  И она была по достоинству оценены народом. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе М.Н.Гумилевской  была присуждена золотая медаль за создание уникальных высокохудожественных изделий. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ей присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Сентябрь 1959 года был ознаменован важным событием. Экспертным советом постоянного павильона лучших образцов товаров широкого потребления Всесоюзной Торговой палаты фабрике было присужден Диплом I  степени - за систематический массовый выпуск строчевышитых изделий высокого качества с ежегодной денежной премией 40000 рублей. Это стимулировало усилия коллектива на то, чтобы сохранить право на него. Рабочих на фабрике стало 550 человек.

Фабрика много лет работала над выполнением заказов на экспорт. Особенно большой заказ был в Японию. Выполненных заказов на экспорт стало для тарусских вышивальщиц делом престижа. В процессе определилась большая группа работниц разных специальностей, которым можно было доверить работу любой сложности с уверенностью, что качество ее будет неизменно высоким. Все это сыграло большую роль при подготовке к выпуску изделий на государственный знак качества. А на валюту, полученную за выполнение заказа, коллектив покупал оборудование, необходимое фабрике.

Среди работниц фабрики, заслуживших почетное право на звание «Мастер – Золотые руки» - А.В.Васильева,  М.Р.Обыденкина,  В.В.Кабанова, Е.И.Пупкова,  А.И.Слепцова,  Е.Я.Моисеева, М.И.Крюкова,  М.А Брюкина, М.Л.Шпагина. Среди ветеранов производства, которые служили примером для молодежи, - кавалеры ордена Трудового Красного Знамени А.А.Павлюкович, С.Л.Новикова, А.И.Попова, М.А.Комарова, награжденная орденом «Знак почета», М.И.Жукова и Е.В.Мельникова удостоены медали «За трудовую доблесть».

Была на фабрике творческая группа, которую сплотила главный художник фабрики М.Н.Гумилевская и продолжала вести художник А.И.Демченко, пришедшая ей на смену. Эта группа объединила наиболее одаренных людей, которых выявили конкурсы, проводимые на предприятии. Это А.С.Гольнякова, А.А.Крестова, А.Н.Антонова, Н.Н.Королева, А.И.Суходольская, В.Ф.Звездарева, Г.И.Лукина, Р.В.Максимова,Н.Зайцева. Их привлекали к созданию новых художественных изделий  выставочного, серийного или массового производства.

Нельзя не упомянуть о руководстве и техническом персонале фабрики. Под руководством директора Пивоваровой, которая руководила фабрикой 21год, работали главный инженер Чуфистова Н.Г. , инженер-экономист Гулина М.Г., главный бухгалтер Зайцева Н.Г., начальник снабжения и сбыта Роков Д.В., мастера участков Нарышкина Т.С., Калиниченко З.В., Потапова Л.Г., Козлова Г.И., Зотова А.Г., Семенец М.М., Кравченко Е.А., Шмыкова М.Е., Столбова Т.В., Романова Н.И., Бочкова М.Ф. , Петрова В.В.

Трудно переоценить важность труда мастеров участков и рабочих-наставников, которые передавали молодежи  не только опыт и мастерство, но и славные традиции рабочего класса, горячую любовь к делу. Отрадно, что технические работники часто бывали в творческих командировках по изучению опыта работы, а затем внедряли их в производство. На смену кадровым работникам-пенсионерам на фабрику стали приходить молодые люди со средним образованием, полные сил и энергии.

В годы перестройки фабрика, как и все предприятия, начала испытывать трудности как по сбыту готовой продукции, так и по снабжению. Продукция продавалась по бартеру. Рабочие сокращались, фабрика была реорганизована в ТОО «Тарусская вышивка». Обновилось руководство фабрики. Но, несмотря ни на что, фабрика сохраняла народные традиции, чтобы изделия этого замечательного вида народных промыслов украшал и одухотворял быт наших людей. На Международной выставке-ярмарке «Мир женщины-Россия-Москва» фабрика принимала участие с изделиями удивительной красоты и изящества, выполненными в лучших традициях «калужской перевити».

В настоящее время на фабрике остались считанные единицы мастериц. Жаль, что такое предприятие попало в руки специалисту, далекому от нашей традиционной вышивки. Насколько мне известно, на фабрике сохранились учредители. Почему они не помогают своему директору в решении насущных проблем? Тем более, что есть еще хорошие специалисты-художники: Максимова Раиса Васильевна, Демченко Александра Ильинична. Они-то и могут оказать практическую помощь по сохранению нашей родной цветной Калужской перевити, а также нашей белой строчки.

Думаю, в Доме творчества нужно начать обучать молодежь нашей технике вышивки, как было раньше при Доме пионеров.

Хочется надеяться, что то, чем жили тарусяне - ветераны фабрики, они смогли бы передать в надежные руки.

Я - ветеран с тремя десятилетиями, отдавшая свои знания и труд любимому делу, прошу свято беречь и возродить предприятие, которому наш город обязан мировой славой.

Нина ЧУФИСТОВА.