Работа на результат

Российские школьники - лидеры Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS

Об этом заявил министр образования и науки области Александр Аникеев, находясь с рабочим визитом в Тарусе.

 

Целью его поездки стала встреча с руководителями и учителями Тарусских школ. Беседа была посвящена результативности образовательной деятельности и повышению качества образования.

- С введением федеральных государственных стандартов результат образовательной деятельности стал рассматриваться совершенно иначе, - сказал в интервью корреспонденту «Октября» Александр Сергеевич. - Раньше считалось, что результаты образования носят не сиюминутный, а отложенный характер. А сейчас у педагогов должно сформироваться другое понимание. Каждая образовательная программа имеет четко прописанные результаты – в виде сформированных знаний, умений, понятий.

Александр Сергеевич рассказал о введении в школах новых оценочных процедур. Наряду с ЕГЭ и обязательным государственным экзаменом, в русле федеральных государственных стандартов проводятся национальные образовательные исследования, всероссийские проверочные работы, которыми охвачены школы всей страны и Калужской области.

Эти оценочные процедуры министр назвал понятным инструментом для измерения сформированных у школьников знаний и умений.

Современное образование нацелено на результат, и его можно измерить. Исходя из этого, должна измениться не только образовательная политика, но и вся деятельность школы.

Встречные запросы поступают и от родителей, нацеленных на получение детьми качественного образования: они рассматривают его как важный ресурс будущей профессиональной деятельности детей, их успешности в построении карьеры.

Неслучайно в законе об образовании появилось такое понятие, как качество образования. Его суть – соответствие образования не только стандартам, но и запросам общества, государства.

- К сожалению, такие подходы в педагогической среде, приживаются с трудом, - комментирует происходящее Александр Сергеевич. - Поэтому мы настраиваем руководителей, как главных проводников образовательной политики на то, чтобы они проводили соответствующую работу в своих коллективах.

По мнению министра, у педагогов нужно сформировать понимание того, что цель их работы - предоставление детям качественного образования.

- Сейчас уже не время просто сеять разумное, доброе вечное, - считает Аникеев. – Нам нужно заботиться и о всходах (результатах). Для этого учителя должны постоянно отслеживать и анализировать свою работу с помощью перечисленных выше оценочных инструментов. Постоянно задаваться вопросами - почему район, школа, класс получили именно такие результаты? И на основе этого анализа нужно выстраивать дальнейшую образовательную деятельность.

Наконец, анализируя проблемы, нужно перестать искать внешние причины, сетуя, например, на приходящих в школы детей из неблагополучных семей – не социализированных, не владеющих элементарными навыками самообслуживания.

К сожалению, есть еще учреждения, где такое положение вещей выгодно: от педагогов мало что требуется, при этом школа теряет образовательную функцию и превращается в социальное учреждение. Мол, если ребенок в школе обогрет и накормлен, освобожден от влияния улицы, этого достаточно. Независимо от того, из какой семьи пришел ребенок, какие у того или другого ученика стартовые позиции, учителя по роду своей профессии должны улучшать академические результаты ребенка, иначе школа не оправдывает свое предназначение.

- Учитель – это специалист по ребенку, такой же, как врач - по здоровью, техник - по водопроводным трубам. Он должен мотивировать ребенка на учебу! – призывает министр.

В разговоре был также озвучен интересный факт, который, к сожалению, был обойден вниманием со стороны многих СМИ. 5 декабря были опубликованы результаты Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS среди учащихся 4 классов. В нем приняли участие 50 стран. И впервые, начиная с 2001 года, российские школьники с огромным отрывом от тестируемых из других стран, заняли в нем первое место! В этой блестящей победе есть вклад и калужских школьников.

- Этот факт доказывает, что российская начальная школа - самая лучшая в мире, - комментирует Аникеев. – И во многом это результат введения новых федеральных государственных стандартов. Теперь нужно эти успехи закрепить. Это очень серьезная победа нашего образования. Наша позиция такова: каждый ребенок должен быть выучен именно в школе! Это непросто, но вполне возможно.

Ирина ТОКАРЕВА.