Из первых уст

Легко ли быть соцработником?

Главная задача социального работника – помощь нуждающимся в решении насущных вопросов. Как обстоят дела в учреждении, непосредственно занимающимся проблемами пожилых людей и инвалидов? Как избежать встречи с фальшивыми «социальными работниками» и правильно заключить договор с обслуживающей организацией? На эти и другие вопросы отвечает   Марина Анатольевна Бочарова,  заведующая отделом социальной помощи на дому при Тарусском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

- Марина Анатольевна, сколько человек находится под наблюдением вашего отдела и кто они?

- На сегодняшний день – 198 человек, а с начала года мы обслужили 210 человек. Это пенсионеры всех возрастов и категорий. То есть, это может быть пенсионер не по возрасту, а инвалид, ну и по старости конечно!

- Какова специфика вашей работы?

- Оказание помощи нуждающимся на дому. Получается, что мы и регуляторы, и отдел кадров, и психологи, и многое другое. У нас хороший дружный коллектив, а вместе со второй заведующей -  Ириной Робертовной Степанян, мы ещё совмещаем ряд профессий. За всем очень сложно уследить, но пока справляемся.

- А сколько сотрудников обслуживает пенсионеров на дому?

- 27 человек обслуживает 198 пенсионеров, но количество обслуживаемых не распределено между ними поровну. Кто-то может взять на себя 14 человек, а есть и те, кто оказывает помощь одному. Всё зависит от состояния здоровья клиента и многих других факторов. Например, человек, работающий у нас по совместительству, соответственно обслуживает меньшее количество людей.

К тому же если соцработнику, например, приходится обслуживать инвалида на дому, то такая забота отбирает больше времени, нежели работа с пожилым человеком. Получается, чем больше проблем, тем больше работы. Но все соцработники, которые трудятся у нас, проработали уже по 10 лет и более, нажили солидный опыт и знают, что нужно людям.

- Сложно ли быть соцработником? Не испытывает ли служба кадровый дефицит?

- К нам часто обращаются, но вакансий пока нет. Бывало и так: придёт человек, поработает немного и уходит. Значит это не его дело, не каждый может выдержать ту нагрузку. С пожилыми людьми непросто работать – это дано не каждому. Это отдельная категория граждан: с ними нельзя обращаться как с детьми. Необходимо проявлять уважение, учитывать жизненный опыт и физическое состояние подопечного.

- Социальные работники делятся на две категории: специалист по социальной работе и так называемый «полевой» социальный работник, занимающийся решением бытовых проблем клиентов. Что входит в их обязанности?

- В нашем отделе трудятся только «полевые» соцработники. То есть, все ходят по домам и занимаются предоставлением социально-бытовых услуг. Это доставка продуктов питания и лекарств, почты, библиотечные услуги, уборка квартиры (но не генеральная). Если нет удобств – это помощь в доставке воды, дров, растопке печей, приготовлении пищи и так далее. Что касается тех, кто совсем не может себя обслужить, то есть, лежачих, то и они не забыты. То есть, если человек нуждается в том, чтобы его мыли, переодевали, меняли памперсы, то ему нужна сиделка. Для каждого найти её  невозможно, поэтому таких направляют в специализированный дом-интернат. В любом случае, никто не будет брошен, получит свою помощь.

- Сейчас появилось много жуликов, которые «косят» под социальных работников, грабят пожилых людей. Были ли у вас такие моменты, когда ваших сотрудников принимали за мошенников?

-  У нас этого  не было. Но мы предусмотрели подобную ситуацию – когда идём к какой-нибудь бабушке впервые, то берём с собой одного из её знакомых. Уже на месте мы  представляем ей социального работника, чтобы бабушка видела и знала, кто есть кто. Таруса - город маленький, поэтому мы всегда стараемся заручиться рекомендациями. Например, соседка или знакомая советуют «бабе Маше» нанять соцработника, она звонит к нам или присылает своих родственников, знакомых и мы устанавливаем контакт. То есть, всё проходит через доверенных лиц - посредников. Просто так никто не придёт и не скажет: «Здравствуйте, это мы».

- Что делать пожилому человеку, который хочет пригласить социального работника, но боится нарваться на мошенников? Как этого избежать?

- Только одним способом – звонить по нашему телефону. Мы будем представляться, договариваться, назначим точное время – в таких случаях мы берём с собой сотрудника соцзащиты. Чаще всего бабушки знают этих сотрудников в лицо – потому что с ними им приходится контактировать с начала получения пенсии или льгот.  И таким образом она застрахует себя от обмана.

- То есть, если произойдёт так: приходит некто в дом, говорит: «Меня назначили к вам соцработником». «Такого благодетеля»  можно смело гнать или звать полицию?

- Именно! Никто никого не назначает без предварительного согласования. И если к вам пришёл человек, назвался соцработником, а вы не договаривались с нами, то, скорее всего, он – мошенник! Телефон, по которому пожилые люди могут обратиться к нам – 2-53-15. По другим мы не звоним и ничего не предлагаем. Будьте бдительны и проявляйте разумную осторожность! В  крайнем случае, можно позвонить в Тарусский дом-интернат, но это будет уже через третьих лиц. Работаем мы ежедневно – с 8.30 до 16.12, кроме субботы и воскресенья.

- Зачастую усилия социального работника тонут в бумажном потоке всевозможных бестолковых формуляров. На корню губится реальная работа с людьми – вместо времени, которое может быть потрачено на оказание помощи клиентам, организацию поездок, кружков, специалист по социальной работе всё больше загружается никчёмными дублирующими отчётами и бланками, которые парализуют любое серьёзное дело. Затронула ли эта бумажная чума 21 века ваше заведение?

- Жутко много бумаг! Их стало больше после 2015 года. В каждый приход соцработника мы даём бабушке целую пачку документов – для росписи. Это акты выполненных работ, всяческие соглашения, причем, некоторые из них действуют всего год. То есть, на следующий год снова подписывать. Проводятся различные анкетирования – соцработник никогда не уходит от нас, не взяв с собой кипу бланков с той целью, чтобы поставить в них очередную подпись.

Например, мы должны обсчитать сумму «бабе Маше» такую, какую бы она получала, если бы была платницей, а потом – реальную сумму. И всё это надо указывать в актах. Это сильно затрудняет  работу и отнимает много времени. Всё равно всю сумму она платить не будет, но это положено и нам ничего не остаётся делать, как выполнять всё возрастающие требования.

- Кроме выполнения положенных обязанностей, делаете ли вы для ваших подопечных что-нибудь интересное – поездки, развлекательные мероприятия?

- В наши обязанности это не входит, но  у нас был такой пилотный проект выездного клуба «От сердца к сердцу». Мы ездили по деревням и устраивали для пенсионеров чаепития, развлекательные мероприятия, проводили мастер-классы. Сейчас, к сожалению, мы не можем себе такое позволить – нет времени. Но всё равно, по возможности, мы стараемся скрасить досуг наших подопечных.

Марина Анатольевна любит свою профессию – одну из самых благородных и сложных. Ведь не вечно мы будем оставаться молодыми и здоровыми – когда-нибудь придёт день, когда многим придётся обратиться в социальные службы. Даже те пожилые люди, которые могут обойтись без посторонней помощи, нуждаются в добром слове, совете, умении выслушать и решить насущные вопросы, раскрасить досуг яркими красками. Это тяжёлая выматывающая работа, и оплачивается она иной раз бюрократической неблагодарностью. В то же время остается и добрая память людей, которым ты оказал реальную помощь.

Вадим МАЛЬЦЕВ.