Дорога каждая минута

Не за горами то время, когда, наконец, будут сняты все ограничения. И, возможно, мы снимем надоевшие маски, а страшное слово «короновирус» постепенно уйдёт в прошлое, оставив лишь неприятные воспоминания.


Много усилий потратили работники «Скорой помощи», чтобы приблизить этот день. Ведь значительная часть нагрузки пала именно на них, а от слаженной командной работы порой зависит жизнь человека.


Тарусская «неотложка» после реорганизации входит в состав Калужского регионального центра скорой помощи и медицины катастроф. То есть, набирая номер «103», сначала вы попадаете в Калугу, а уж потом информация пересылается обратно. Пока наши врачи не отработают один выезд, информация о других вызовах остается для них закрытой. Поэтому ко многим больным Скорая доезжает слишком поздно, или не доезжает вообще. Порой кареты Скорой помощи приходится ждать по 4-8 часов. Часто транспортировать экстренных пациентов в медицинские учреждения приходится их родственникам.


Насколько верна такая централизация, судить пациентам. А мы тем временем постараемся понять, как работается районной бригаде «Скорой».


Каждая бригада состоит из двух фельдшеров, которые дежурят посуточно, и водителя. У него смена длится 12 часов. Всего таких бригад четыре. Сейчас на вызов ездят по двое, а раньше один фельдшер обязательно оставался, чтобы оказывать амбулаторную помощь.  Машин в наличии две, но на выезде всегда одна: вторая находится в резерве.


Фельдшер Наталья Пономарёва только что вернулась с вызова и согласилась уделить несколько минут, чтобы ответить на вопрос о том, почему пациентам так долго приходится ожидать приезда «Скорой»? С этой проблемой за последние несколько месяцев столкнулись очень многие жители района.


- Если честно, со временем стало сложнее, - признаётся Наталья Николаевна. - Раньше, в сельской местности пациентов обслуживали фельдшеры ФАПов, и выезд машины требовался лишь в крайних случаях. Теперь эта обязанность возложена на нас, так что хлопот прибавилось.


Еще одна причина заключается в том, что раньше в областной центр больных отправляли под наблюдением ответственного за транспортировку медработника. Сейчас этим занимаемся мы. Плюс добавились вызовы по всему району, особенно в период пандемии.


В крайнем случае на подмогу вызывают машину из Ферзиково или Кремёнок, но это нисколько не выправляет ситуацию и, учитывая недавний пик пандемии короновируса, становится понятным, куда уходит время.


К счастью, со второй половины января ситуация стала улучшаться, но всё равно, ежедневно два человека с тяжёлой формой COVID-19 отправлялись в областной центр.  В период пика пандемии до семи человек в день с тяжёлой формой короновирусной инфекции сопровождалось в областные больницы (обычно госпитализировалось три человека ежедневно).


Возили в те лечебные учреждения, где были свободные  места - Грабцево, Анненки, в больницу Скорой медицинской помощи, даже в Малоярославец, Боровск, Людиново. Прикиньте, сколько времени тратится в обе стороны, пока кто-то дожидается своей очереди на помощь.


Громоздко и неудобно! А что поделаешь? Оптимизация! К сожалению, своё недовольство люди выплёскивают не на ее авторов, а на своих спасителей. Едва успев вернуться из Калуги, бригада тут же мчится на очередной вызов, где часто получает свою порцию негатива. Но, несмотря ни на что, свои обязанности медицинские работники выполняют с максимальной отдачей.


На качество обслуживания влияют и «пустые» вызовы. То есть, набрав «103», человек может решить самостоятельно отправиться в приёмное отделение, которое теперь занимает кабинет, где раньше находилась «Скорая». Здесь ему, естественно, оказывается необходимая помощь, но прежний-то вызов никто не отменял!


- Получается такая ситуация: приезжаем к больному, поднимаемся на 4 или 5 этаж, а он заявляет: «Я у вас уже был!», - продолжает фельдшер. - Все разъяснения, что вызов надо отменять, если помощь была оказана, бесполезны - всё равно не поймут. А в это время кто-то ждёт, надеется!


К сожалению, район, насчитывающий примерно 15 тысяч человек населения, обслуживается всего двумя машинами «Скорой помощи»! Здесь явно не учтён тот факт, что в летний период население увеличивается как минимум втрое – такова уж судьба всех туристических и культурных центров. Проблема эта требует решения, и чем скорее, тем лучше!


На качество обслуживания влияет и отсутствие нумерации домов, особенно на селе. Приехал на место - и ищи «ветра в поле». В тёмное время суток добраться к пациенту становится ещё сложнее, а ведь каждая минута дорога! Единственный населённый пункт, в котором более, или менее можно ориентироваться, это деревня Лопатино.


В период разгула заморской заразы пришлось повидать всякого! Иногда люди с совсем низким уровнем поражения легких капризничали, требовали немедленной госпитализации. Но было и такое: человеку требуется срочная помощь, а он - ни в какую! Вот и приходится  уговаривать, теряя ценное время.


В среднем каждый вызов занимает не менее часа. В  период пика был случай, когда за день обслужили двадцать одного пациента. Больше за сутки сделать физически невозможно.


Кроме того, из-за отсутствия в районе родильного и некоторых других отделений в областной центр приходится возить рожениц, инсультников. То есть тех пациентов, которые не могут ждать ввиду экстренности их состояния. 


- В машине роды принимать не приходилось: если такая вероятность высока, мы должны делать это на дому, - объясняет Наталья Пономарёва. - А вот случай, когда женщина родила прямо в больнице, уже был. Почему бы у нас не организовать самое простенькое родильное отделение?


Трудно не согласиться, ведь времена, когда такое отделение простаивало неделями, постепенно уходят в прошлое, и проблема становится всё более актуальной. Не идти же по пути создания «института бабок-повитух»!


«Наша задача – оказывать первую экстренную неотложную помощь». С этим девизом работников «Скорой помощи», пожалуй, согласны все. Но на скорость и экстренность сильно влияет излишняя централизация. Почему нельзя вернуть прежнюю систему обслуживания пациентов на местах, без перенаправления вызовов в областной центр? А если бы у медработников была возможность заниматься только своим делом, а для транспортировки больных в Калугу были закреплены отдельная машина и персонал, то качество обслуживания могло бы заметно улучшиться. И главное – не терялось бы драгоценное время.


► На снимке, слева направо: Фельдшеры Скорой медицинской помощи Луиза Александровна Стромова, Ольга Валентиновна Елистратова, Наталья Николаевна Пономарёва. 

Вадим МАЛЬЦЕВ. 

Фото автора.