Село начинается с храма

(Ко Дню села Вознесенье)

                                                                                                                 
С 90-х годов прошлого века зазвонил колокол в церкви Воскресения Христова в Тарусе, и после 70-летнего перерыва оповестил о начале духовного возрождения края


Был тот колокол тогда единственным во всем районе. В прежние времена, до закрытия церквей в 20-30 годы была Воскресенская церковь не только тарусской, но и приходской для многих окрестных деревень. И по старой памяти потянулся в нее и городской и сельский народ. В ближайших селах еще спали в развалинах прекрасные церкви, но и до них дошел призыв к новой жизни. Достиг он и села Вознесение в 18 километрах от Тарусы.

 


Вознесенская церковь в селе – уникальная по размерам и архитектуре. Таких в районе, да и во всей Калужской области больше не найти. Этот двухэтажный однокупольный собор сродни знаменитой Коломенской церкви в Москве. На верхнем этаже придел освящен в честь Вознесения Господня, на нижнем – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Четырехэтажная колокольня давно снесена. Вообще разрушения после закрытия Храма великие: кирпич на стенах осыпается, окна и двери выломаны, крыша содрана, лестница на верхний этаж отсутствует. Пол в Храме был взрыт и перекопан, осквернены и опустошены захоронения внутри церкви. Таким увидели этот Храм мы, приехав в село Вознесение зимой 1998 года вместе с о. Леонидом, настоятелем церкви в Тарусе.

Но верующие люди в селе были, и надежда на возрождение прекрасного храма никогда не умирала. Особенно ратовали за восстановление церкви сельчане: семьи Евгения и Нины Цвигун, учителей сельской школы Виктора и Галины Стручковых, Марии Захаровой. Вечная им память. Были и другие, которых мы меньше знали. Для молитвы они собирались на террасе закрытого уже детского сада и обратились к руководству села для того, чтобы освободили бывший амбар, а в то время холодильник для мяса, с целью переделать его в малую церковь. Этого, им удалось добиться, и малый Храм Вознесения Господня был оборудован с помощью прихода тарусской церкви и освящен о. Леонидом в 2004 году.

Службы начались. Случались они не часто, но духовная жизнь затеплилась в селе, и колокол зазвонил. В настоящее время один раз в месяц в нем проводит службы тарусский священник о. Александр Повельев, и он же служит молебны о возрождении главного храма.


А тогда, в начале двухтысячных годов, люди понемногу начали его возрождение. Учителя Стручковы с учениками, изучив архивные материалы, построили макет здания в масштабе 1:175, и все увидели, какой он был - их порушенный храм. Крестовая конструкция основания диаметром 25 метров. Высота первого этажа до вершины свода 6,2 метра, а до второго этажа - 11 метров.  Четырехъярусная колокольня теперь снесена, она была связана с первым и вторым этажом крытой галереей. Эти же школьники с помощью сельчан принялись расчищать подходы к храму, пилить подлесок.

Группа архитекторов, приглашенная о. Леонидом, выразила сомнения в возможности восстановления храма: в стене была трещина от земли до потолка. Но все же надежда на возрождение не умирала.
Годы шли. И вот однажды в 2013 году в село в гости к родственникам приехала уроженка здешних мест, а ныне - жительница Тарусы, преподаватель тарусского многопрофильного техникума Галина Владиславовна Обыденкина. Приехав, обнаружила, что родственница ее серьезно больна, тает на глазах, а калужские врачи лечить отказались – поздно приехали. Что делать? Галина в волнении подошла к окну, а за окном, близко от дома, громада Храма, о котором она и не помнила. Был он в советское время мастерской, складом… А тут Галину осенило: пойдем молиться в храм! Вся семья с трудом пробралась до него сквозь бурьян, через оконный проем вошли внутрь и, встав на колени на холодный пол, слезно молились о помощи. И помощь пришла: через неделю позвонили из калужской больницы и сказали, что они пересмотрели документы, и чтобы она приезжала. Родственнице Галины сделали операцию, и она осталась жива!


Этот случай так поразил Галину, что она дала себе обет восстанавливать этот чудесный храм. Душа загорелась.  Галина организовала на расчистку территории вокруг храма своих студентов, вдохновила многих сельчан и тарусян на помощь. Тарусский художник Сергей Пилипенко вырезал из дерева уникальные иконы: Вознесения Господня, Казанской иконы Божией матери, Христа-Вседержителя, а также напрестольный крест. Люди вошли в храм, и он начал оживать. Сельчане сами несли сюда иконы, пока бумажные, а написанные на досках и вырезанные из дерева до поры хранились в домах и в тарусской Воскресенской церкви – до будущего восстановления храма.

Людям в утешение на кирпичной стене в западном приделе проявился образ Богоматери с Младенцем. Кто-то видел его, а кому-то он не показывался. Обновилась Тихвинская икона Божией Матери. Верующих все прибавлялось, приезжали люди из Тарусы, из деревень и даже из дальних мест. Сельчане убирали храм, чистили территорию, начались изменения и в статусе храма. Теперь он признан памятником культуры и архитектуры регионального значения. Зарегистрирована церковная община, и по благословению благочинного района о. Леонида служатся обедни, а также молебны и панихиды. Эти службы по просьбе верующих проводит священник о. Александр Моисеенко. На службы собирается много народа.

Создан попечительский совет по исполнению восстановительных работ: в него входит все руководство района во главе с Русланом Смоленским и его заместители Роман Соловьев и Игорь Караулов.

Прихожане добились показа Вознесенского храма по телевидению на канале «Спас», после чего количество пожертвований увеличилось, но средств нужно слишком много.


В настоящее время в районе создана комиссия по наблюдению за реставрацией старых зданий. Она же наблюдает за восстановительными работами. Ее председатель Борис Евгеньевич Пастернак высказал мнение, что стены храма достаточно крепкие, и опасения, что они могут не выдержать, не имеют основания. Но нужно постоянно наблюдать за ходом работ и их грамотным выполнением, нельзя утяжелять своды.


Так что же сделано? Как рассказала Галина Обыденкина, очищена прилегающая территория, укреплен фундамент храма, внутри помещения церкви поставлена дополнительная поддерживающая кирпичная арка, полностью очищены и залиты полы по всей площади первого этажа. Стены наружной стороны храма защищаются от осыпания: их обкладывают новым кирпичом на высоту первого этажа.


Чьими же руками это делается? Сельчане помогают во многом, но, наверное, лучшая помощь – это их молитва, их любовь к своему храму и благодарность Богу и людям за его возрождение.


Алевтина Заценко – уроженка села, написала благодарственную молитву «За все, что дал мне пережить, за сотворенный мир Тобой, за все тебя благодарю, Господь, Создатель мой!».


По мнению главы администрации сельского поселения Юрия Федюка, вместе с храмом возрождается и село. Уже сейчас строятся дороги, восстанавливается парк. Люди работают для храма, не жалея сил. Так, каменщики Сергей Жиряко и Михаил Бугаев работают от восхода до заката, чтобы больше успеть до холодов. Сергей Зверев и Татьяна Вовкун окашивают территорию вокруг церкви, сажают цветы, а там, где цветы, там радость и красота.


Екатерина и Варвара Макаровы, Светлана Макшанова, Алиса Аксенова с дочерью с первых дней помогают во всех делах. Постоянные прихожане малого храма ходят на все службы и в большой, убирают оба храма к службам.


Галина все называет и называет имена сельчан, помогающих возрождению церковной жизни в селе, а с ней и всей жизни села. Вспоминаются стихи Бориса Пастернака:


Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни открывают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.


Большая благодарность: Зинаиде Зазыкиной, Надежде Серовой, Юрию Медведеву, Светлане Бондаренко, Валентине Аносовой, Татьяне Караваевой, Тамаре Никишовой, Ирине Антроповой и тарусянам: всей семье Пилипенко, Александру Демину.


Ученики с учителями сельской школы ездили в паломнические поездки в Оптину пустынь и другие монастыри Калужского края, в общем, дело духовного возрождения села Вознесения сдвинулось с места.


Мне думается, душа отца Федора Воинова, последнего священника перед закрытием храма, на том свете утешается от скорби, с которой он смотрит с  фотографии, снятой в день закрытия храма. Вечная ему память. А сельчанам хочется пожелать здоровья и Божией помощи в их трудах.

ЕКАТЕРИНА МОРОЗОВА-УТЕНКОВА.