Исторический коп

В прошлом номере «Октября» мы рассказали о передаче в музейно-краеведческий центр «Дом Позняковых» уникального экспоната – винтовки Мосина образца 1891-1930 годов. Вместе с другими находками, свидетельствующими о кровопролитных боях с фашистами на территории Тарусского района, ее подняли из земли и отреставрировали бойцы районного поискового отряда «Тарусский рубеж».


Апрельский выход поисковиков в места былых боёв принес богатый «урожай» артефактов, и я не удержалась от любопытства, расспросив их об обстоятельствах этого исторического копа. 


Вот так трофеи!


- В конце апреля этого года нам поступил сигнал о том, что в окрестностях Тарусы обнаружены взрывоопасные предметы, - рассказывает Александр Проказов. – Обычно мы очень оперативно реагируем на такие сообщения. Выехав на место с представителем полиции Андреем Соцевичем, обнаружили там немецкую траншею, и  приняли решение пойти во фронт от нее. По пути стал попадаться «настрел» – стреляные гильзы, причем от нашей винтовки Мосина. Цепочка настрелов вывела нас в живописный лесок, но ничего особенного это пока не предвещало.


Вдруг металлодетектор издал характерный сигнал. Мы стали копать, и вот уже первая находка: из земли был извлечен первый штык от винтовки Мосина образца 1891-1930 годов. Это был четырехгранный штатный штык, воткнутый в грунт вертикально. Буквально в двух шагах от него – второй, третий. Алексей зацепил обойму от винтовки Мосина. В общей сложности мы нашли пять-шесть штыков, разбросанных на расстоянии метров пяти друг от друга. Нам это показалось интересным, и мы углубились дальше в лес.

 


Саперная лопатка Алексея, воткнутая в землю, не вошла в нее, а отскочила, издав металлический звук. Мы стали снимать грунт, и буквально одну за другой подняли пять винтовок Мосина! Деревянные детали истлели, а металлические сохранились практически все. Некоторые из винтовок были с примкнутыми штыками, полностью снаряженными магазинами, и затворы на месте. То есть, они находились в боевом состоянии!


- Это говорит о том, что после боя здесь даже не прошли саперы! – подключается к разговору Алексей Горелов. 


- Обычно советские саперы, проходя после боя, выкидывали затворы от винтовок, таким образом деактивируя оружие, - продолжает Александр. – Немцы же поступали как вандалы: винтовку Мосина они не считали оружием, и обычно просто разбивали приклад о дерево.


Таких крупных находок русского оружия времен Великой Отечественной войны, да еще в снаряженном положении, в Тарусском районе не было давным-давно. И все это в одном месте сразу. Для поисковика это большая удача!


Между тем металлодетекторы не успокаивались. В двух шагах от винтовок обнаружился полный боекомплект к ним. Подсумков, набитых патронами, мы подняли более десятка, а в них насчитывалось около 500 патронов! Патроны – новьё – они были еще в бумаге. И здесь же - масленки, пеналы и прочие детали для обслуживания оружия.


Тут же мы нашли пять гранат РГД-33. Пришлось вызвать калужских саперов для обезвреживания их и прочих найденный взрывоопасных предметов, ведь они опасны даже спустя 80 лет.


Когда мы стали рассуждать, что могло случиться в этом месте в далеком 1941 году, предположили, что, скорее всего, после боя оружие кто-то стащил в одну сторону, а павших бойцов – в другую.


Но ведь поиск бойцов и, если повезет, – установление их личностей – это и есть смысл поисковой деятельности. Стало ясно, что это место нужно основательно проработать.


Свидание со «Светкой»


- Рано утром следующего дня мы с новыми силами, и уже более подготовленные технически, снова пришли на это место, - продолжает Александр. - Нас не испугал даже противный дождь. Командир отряда Максим Крюков, вооружившись Garett-ом, который может работать как глубинный металлоискатель, обнаружил устойчивый сигнал в двух метрах от вчерашней раскопки.


И мы поднимаем уже другую винтовку времен Великой Отечественной войны - СВТ-40. Это полуавтоматическая самозарядная винтовка Токарева образца 1940 года. Бойцы Красной Армии ласково именовали ее «Светка». Для Тарусского района это вообще уникальная находка! Нашли сначала магазин, потом саму винтовку, затем полные боекомплекты, а под ней еще и штык-нож в ножнах. 


Обнаружение двенадцати винтовок в одном месте наводит на мысль, что здесь, вероятно, воевал взвод пехотного полка. Где бойцы этого взвода – неясно. Возможно, их похоронили местные жители.


Четверо в камуфляже со стволами наперевес


Часто на копах случаются курьезные ситуации. Этот – не исключение.


- Это место пользуется популярностью у любителей здорового образа жизни, которые любят выезжать в лесопарк на велопрогулки на своих модных велосипедах, - рассказывает Алексей Горелов. - Представьте себе их ощущение при виде четверых в камуфляже, выходящих из дремучего леса «под охраной» капитана полиции, которые несут на плечах ржавые стволы. «Здрасссьте!» - это всё, что они смогли нам сказать.


Поднятое оружие прошло все предусмотренные законодательством документальные процедуры, а затем было отправлено на экспертизу в калужский экспертно-криминалистический центр. По каждому образцу вынесено решение о том, что в настоящее время оружие не представляет опасности. Образцы по акту возвращены на ответственное хранение поисковикам с условием, что в будущем они передадут их на экспонирование в музеи.


- Значение этих находок для нас, как для молодого отряда, огромное, - считают поисковики. - И это большая удача!


Благодарим Алексея Горелова, который очистил винтовку от 80-летнего слоя грязи, приведя образец практически в исходное состояние. Это было непросто, и потребовало массы времени, умений и усилий. И, конечно же, без любви к делу здесь не обошлось.  


В настоящее время готовится материал о деятельности поискового отряда «Тарусский рубеж». В нем мы попытаемся ответить на вопросы о том, почему его бойцов так неудержимо тянет в лес, как меняется мироощущение, когда держишь в руках останки солдата Великой Отечественной войны, и зачем вообще нужна эта «грязная», как могут подумать иные, работа. Об этом и многом другом – в ближайших номерах «Октября».


Записала Ирина ТОКАРЕВА.


Фото автора и из архива отряда.