Художник с самой обычной фамилией

Если бы фамилия тарусского художника Александра Иванова звучала позаковыристей, тогда было бы проще выделиться среди имён, давно снискавших славу на вершинах Парнаса. Но, несмотря на это, он сумел доказать, что и самое обычное имя может стать символом успеха, и принести своему обладателю заслуженное признание.


Постоянный участник пленэров «Мусатовская осень», преподаватель высшей категории Тарусской школы искусств Александр Иванов принадлежит к числу тех мастеров, чьё классическое представление о канонах живописи наиболее понятно настоящим ценителям искусства, которым чужды ультрамодные абстрактные фантазии раскрученных  авторитетов.


Под влиянием Николая Гурина


Осознанно Александр решил стать художником, когда ему было всего девять лет – сказалось влияние замечательного тарусского мастера кисти Николая Гурина. Именно он помог мальчику сделать первые шаги в ярком и красочном мире живописи. Однажды на выставке в тарусской галерее Саша впервые познакомился с картинами Гурина, и навсегда влюбился в это непередаваемое буйство красок, каким отличаются его работы. Тут-то и появилось желание стать учеником одного из лучших тарусских мастеров.


Сказано – сделано. Маэстро как раз вёл уроки художественного мастерства в изостудии Дома творчества юных. На худенького паренька он посмотрел оценивающе, покачал головой и ответил: «Мал ты ещё! Мы принимаем с десяти лет, а тебе всего девять. Потерпи годик!»


Впоследствии он будет сожалеть, что целый год прошёл для парня  впустую. Но кто мог предугадать заранее? Эту оплошность Николай Георгиевич постарается быстро и успешно исправить, ведь, по его мнению, любой талант нуждается в поддержке, и, чем быстрее это произойдёт, тем лучше. 


В школе Александр пробыл четыре года. Ему импонировала строгость и принципиальность Николая Гурина.  Начинающий живописец понимал, что дисциплина, которую опытный мастер ставил на первое место, является одним из наиважнейших качеств любого художника.


После художественной школы был промышленно-прикладной абрамцевский колледж. Отцу нелегко было смириться с выбором сына: как человек военный, прошедший суровую школу Афганистана, он мечтал о том, что наследник пойдёт по его стопам, станет кадровым офицером, но только не художником. Но пришлось согласиться, ведь не каждому дано быть защитником! Кому-то судьба послала дар переносить на холст чудные мгновения тающих во времени тарусских дней.


Правда, колледж Александр вскоре оставил. «Мне там просто не хватило живописи», - признался он. Одного урока изобразительного искусства в неделю было явно недостаточно. В учебном заведении больше внимания уделялось резьбе по дереву, а это занятие живописца волновало мало.


Себя нашёл в Калужском училище культуры и искусства, где в течении пяти лет обучался под руководством замечательного художника Сергея Золотарёва. Впоследствии, основываясь на полученном опыте, за несколько лет Александр создаст 137 великолепных полотен, на которых в своём безмятежном спокойствии застыла простая красота тарусской природы и старинных городских улиц.

                                                            
Выявлять и помогать

                  
Требовательность и принципиальность Николая Гурина, его стиль обучения вскоре понадобятся Иванову, когда он сам станет преподавателем Тарусской школы искусств. Применяя эти методы по отношению к своим ученикам, он нисколько не сомневается, что однажды они вновь принесут свои прекрасные плоды.


Конечно, не всем его воспитанникам  суждено достичь того же уровня, но Александр считает, что свою задачу он будет считать выполненной, если удастся вырастить несколько настоящих талантов. Именно поэтому своих учеников он «ведёт» от начала до окончания учёбы, пристально наблюдая за каждым юным дарованием.


- Как педагог, ты обязательно должен делиться с учениками способностями, передавать им свои секреты так, чтобы однажды твои последователи превзошли своего учителя, - считает Александр. - Человек, наделённый талантом, просто обязан быть «зажигалкой», разжигать искру творчества в других сердцах. И такая цепочка никогда не должна прерываться!


Ценителей своего мастерства он «берёт» натуралистичностью. В каждую работу художник вкладывает частичку своей души, при абсолютной уверенности, что за любое дело нужно браться только в состоянии эмоционального подъёма, душевного порыва. Ведь лишь имея заряд положительных эмоций, можно создать поистине что-то значимое, вечное. 


Самым плодотворным периодом творчества, Александр Иванов считает 2012–2013 годы. Это был его первый настоящий творческий взлёт, результатом которого стало появление целой серии изумительных по красоте пейзажей, а 2013 год стал ещё и годом открытия его первой персональной выставки в Протвино. К сожалению, родная Таруса признает его только через три года. К этому времени художник подготовил новую серию картин, которые были впервые выставлены в стенах Тарусской картинной галереи.


Признание стало началом нового этапа, взлёта, которому предшествовала длительная кропотливая работа. Протвино, Подольск, Серпухов, а после – снова выставка в Тарусе. Картины художника Иванова впоследствии были высоко оценены экспертами на Всероссийской выставке в Липецке, попали в частные коллекции Италии и даже Объединённых Арабских Эмиратов.


Обыкновенное чудо


На востоке говорят: «Чтобы виноградная лоза дала хороший урожай, ей необходимо страдать». Эмоциональные переживания часто помогают по-другому посмотреть на препятствия, отказаться от лишнего и лучше разглядеть своё предназначение. Был такой период и у нашего художника. Однажды он пережил разлуку с девушкой, которую любил безумной, слепой любовью, дарованную только творческим личностям. И, как результат, – разлука, а ведь дело шло к свадьбе! Полтора года Александр был сам не свой. Не хотелось заходить в мастерскую, а на кисть и мольберт смотрел с отвращением: каждая деталь, каждая картина служила напоминанием несбывшейся любви и больно ранила душу. Такие потрясения всегда открывают в человеке какие-то иные, порой неожиданные способности, вот только не всегда они проходят бесследно…


Спасти могло только чудо, и этим чудом оказалась прекрасная девушка Алёна. Обаятельная и скромная, новая муза буквально вернула художника в реальный мир. У мастера мгновенно отрылось второе дыхание, а символом его возвращения в жизнь стала новая картина «С высоты птичьего полёта». Причём вдохновил его обычный вид из окна, который раньше он просто не замечал.


Новая, светлая полоса жизни ненавязчиво подтолкнула Александра пересмотреть свои взгляды, научила ценить то, на что раньше он просто мог не обратить внимания. Теперь он не стремится покорять недосягаемые пока вершины, а идёт по ровной спокойной дороге жизни, радуясь каждому новому дню. Иногда его можно встретить в одном из живописных уголков Тарусы, где художник сосредоточенно трудится над своей очередной идеей, работая неторопливо и в удовольствие.


Ловить моменты


Бывает, что за его работой пристально наблюдают местные зеваки – к такому вниманию он уже давно привык. Иногда некоторые настойчиво просят, чтобы их «включили в кадр», на что художнику остаётся только пожимать плечами. Как объяснить им, что это не фотография, что здесь нельзя просто «появиться на горизонте», и сразу стать частью сюжета картины. Наверное, чтобы понять, насколько это сложный и кропотливый труд, необходимо самому взять в руки кисть и убедиться, что значит быть художником.


Как и фотограф, хороший живописец должен ловить момент. Однажды для сюжета понадобилось изобразить полную Луну на покрытом тучами ночном небе. Время шло, а капризный спутник Земли продолжал стыдливо прятаться за тучкой, и, волей-неволей, пришлось включать воображение. Но, как только картина была готова, Луна первой соизволила «оценить» свой портрет. В знак признания она одарила художника мягким ночным светом.


Жизненный путь человека с творческой судьбой  изобилует как забавными, так, порой и печальными событиями. Все они – часть судьбы, ступени, ведущие к вершинам успеха. И, чтобы двигаться дальше, необходимо  продолжать созидать, даря плоды своего труда людям, а уж время расставит всё по местам.


Александр Иванов верит, что однажды  у него будет сын, которому он  обязательно передаст все секреты своего мастерства. Исполнится ли эта мечта, или его дети, как однажды он сам, изберут другие дороги – неизвестно. Но уже сейчас понятно, что гордиться наследием своего отца, его самой обычной, но признанной в народе фамилией, они точно будут.


Вадим МАЛЬЦЕВ.

Фото автора.