Артель «Сказ». Возрождение традиций

Энтузиазм – великая сила! В прошлом она позволяла за считанные месяцы строить целые заводы, возводить города и делать величайшие открытия. Не иссяк её источник и в настоящее время, иначе что бы двигало горсткой энтузиастов, задавшихся целью возродить в Тарусе искусство художественной  обработки дерева?

Родом из детства

Уже не первый год существует мастерская под названием «Артель «Сказ». Под руководством Евгения Ступина умельцы создают невероятно красивые, и вместе с тем практичные изделия, восстанавливая по крупицам один из старейших народных промыслов.


Как ни парадоксально, зерно возрождения было брошено в благодатную почву ещё в годы расцвета Экспериментального завода, когда простой тарусский мальчишка увлёкся столярным ремеслом.


«Часто, после школы, я бегал с ребятами к столярному цеху, на поиски чего-нибудь интересного в горе опилок, - признался  Евгений Ступин. - А если удавалось раздобыть обрезки красного дерева, то это был настоящий праздник!» Ведь для любого мальчишки того времени получить разрешение порыться в столярных обрезках было равносильно получению пропуска в пещеру Аладдина.


Из найденных в этой «пещере» кусочков дерева Евгений увлечённо мастерил свои первые изделия. Простенькие  игрушки вырезались обычной ножовкой по металлу, при помощи этой же ножовки выпиливались хлебницы, подставки и многие другие необходимые в домашнем хозяйстве вещи.


Но пока это был всё-таки задел на будущее, которое однажды обязательно постучится в дверь. И прежде чем это будущее наступило, Евгению предстояло набраться опыта в качестве фотохудожника и корреспондента   газеты «Октябрь».


Первый же его фотоэтюд придирчиво оценила журналист Зоя Виноградова, дав краткую оценку: «Молодец!». Правда, в редакции что-то напутали, и этюд вышел под чужим именем. Парня это сильно огорчило, но вскоре недоразумение попросту забылось, утонув в потоке намного более интересных событий. С тех пор годы своего сотрудничества с «Октябрём» Евгений вспоминает добрым словом и немного – с улыбкой:


«Однажды мне было поручено сделать фотографию комбайнёра за штурвалом работающего комбайна. Крестьяне - народ простой, работают без галстуков, поэтому на фото он вышел с голым торсом. Ошибку сразу заметил Эдуард Мазнев, и с хитрецой в глазах сделал замечание: «Ну не фотографируйте вы комбайнёров в таком виде!» Пожурив меня немного, Эдуард Ефимович мгновенно нашёл выход из положения: за время планёрки он пририсовал труженику полей рубаху, да так, что невозможно было отличить от настоящей. Получилось настоящее фото механизатора в духе соцреализма, а читатели эту маленькую хитрость так и не заметили!»


Позднее появились и более серьёзные работы, но для Евгения была уготована отнюдь не журналистская стезя. Вернувшись из армии в непростой для страны 1990-й год, он оставил работу в редакции и ушёл в «свободное плавание». Начинал паркетчиком, прошёл через московские стройки – здесь-то и пригодились навыки столярного мастерства.


Спасти Волочкову!


90-е и нулевые для многих были временем испытаний на прочность. Не избежал сей участи и Евгений: работа в Москве, Подмосковье… Приходилось браться за любое дело: в Наро-Фоминске заведовал столярным цехом по изготовлению лестниц и резных домовых элементов, позднее работал в Серпухове, а в последние несколько лет обратно позвала Таруса. Ведь, что ни говори, а творческая душа всегда ищет свою изюминку, пусть даже самый маленький шанс проявить свои способности. И лучшего места, чем родной город, для этого попросту не найти.


Однажды ему довелось обустраивать  баню самой Анастасии Волочковой. Известную балерину он охарактеризовал как человека умного и совершенно нормального. Лишённая каких-бы то ни было комплексов, Анастасия тут же показала гостям свой знаменитый шпагат, чем привела в восторг бригаду строителей.


К этому времени Евгений уже имел богатый опыт по строительству бань, и, прежде чем приняться за дело, он сначала осмотрел объект. Чутьё подсказывало ему: здесь что то намудрили, а после тщательного осмотра сомнения отпали: быть беде!


Ошибка строителей привела к тому, что потолок вокруг банной трубы уже начинал тлеть. В дальнейшем это могло привести к пожару. Быстро исправив недоработку, он заслужил звание спасителя известной медиа-дивы. Об этом случае впоследствии изрядно трубили в интернете.
                                                   
Предложить альтернативу


Позднее судьба  поставит перед Евгением другую задачу, решить которую пытались очень немногие: удастся ли ему со временем восстановить уникальную школу резчиков, покажет время. Но он уверен, что всё обязательно получится, ведь если любить своё дело, не жалеть ни сил, ни времени ради мечты, то однажды у тебя обязательно откроется второе дыхание. Эти качества он унаследовал от своего дяди Владимира Иванова, который  был ревностным поклонником Абрамцевской школы и постарался привить такую любовь к искусству своему племяннику. Вместе с дядей, Евгений мог часами бродить по лесу, собирать материал, а потом, под его наблюдением, осваивать  азы искусства художественной обработки дерева.


«Меня всегда интересовали все эти капы, сувели (наросты на берёзах) – подтвердил Евгений. - Необычные и почти фантастические, они дают возможность импровизировать с материалом и создавать изделия самых невообразимых форм».


До сих пор в семье бережно хранят работы старинных мастеров, среди которых есть образцы, выполненные по эскизам  Елены Поленовой.


Найти свою  «изюминку» помогла встреча  с известным Тарусским мастером по дереву Леонидом Гогидзе. Собственно говоря, их дороги неоднократно пересекались в 90-е, и как раз  по художественной части. А теперь, в начале 2017 года, двух замечательных мастеров объединила одна общая идея, и в первую очередь речь идёт о богатом опыте  поленовской и васнецовской школы.


С мастерами трудно не согласиться!  Правда сейчас, как выразился Леонид Гогидзе: «Кроме китча, в наших магазинах нет почти ничего». Мы привычно разбазарили настоящее, отдав предпочтение подделкам. Дёшево, сердито, но как-то всё без души: какова эпоха, таковы и интересы. Кстати, остатками былого великолепия можно  полюбоваться в музее многопрофильного техникума. Некоторые работы студентов-краснодеревщиков прошлых лет заставят вас задуматься о многом…


Конечно, здесь можно и поспорить: ширпотреб тоже нужен! Штучные работы создаются долго, стоят дорого. И какого высокого уровня бы ни был мастер – с возросшими потребностями ему точно не справиться. Но ведь это не значит, что ширпотреб должен начисто вытеснить настоящее искусство!


Поэтому было решено просто предложить альтернативу: вместо того, чтобы вытеснять весь этот китч, дать людям возможность выбора, а дальше каждый волен выбирать, что ему ближе.


Исторический совет в «Филях»


Осенью 2019 года состоялся «исторический совет в Филях», на котором присутствовали: Наталья Поленова, Наталья Грамолина, Леонид Гогидзе и сам Евгений Ступин.  «Филями» на сей раз послужила усадьба Поленово.


Давно уже витала в воздухе идея делать точные реплики мебели по эскизам родоначальницы русского модерна  Елены Дмитриевны Поленовой. Но прежде чем начать подобное дело, необходим был совет, напутственное слово  Натальи Грамолиной, хранительницы музея-заповедника Василия Поленова.


Этому событию предшествовала продолжительная переписка, которую Евгений вёл с директором музея-заповедника Натальей Поленовой. Наталья Фёдоровна горячо поддержала идею пойти по стопам Елены Поленовой, попробовать дать вторую жизнь тому богатому наследию, которое она оставила нам. Но прежде чем эта благородная идея обретёт свою плоть и кровь, понадобится ещё не одна встреча.


Мастеров подбирали  при помощи «сарафанного радио», но некоторых взрастили сами. У Тарусы огромный творческий потенциал, и при должном внимании эта энергия может запустить невиданные по мощи процессы! Важно только помочь её обладателям не оступиться, не сойти с намеченного пути.


Некоторые таланты оказались в прошлом выпускниками многопрофильного техникума, и стоило им только намекнуть! Кто-то с радостью согласился, а кто-то сдержанно ответил: «Попробую». Вскоре команда была набрана. 

Незаслуженно забытая


Многие ли в Тарусе наслышаны о Елене Поленовой? Талантливая художница и родоначальница русского модерна, она всю жизнь оставалась «в тени» своего знаменитого брата, художника Василия Поленова.


Между тем собирательница предметов старины Елена Поленова основала мастерские, где крестьянские дети обучались художественной резьбе, столярному делу, росписи и другим ремёслам у настоящих мастеров абрамцевской школы, которые сами были не прочь трудиться наравне с крестьянами.


Вместе абрамцевскими мастерами она занималась поиском талантливых крестьянских ребятишек, часто беспризорников. Их мыли, кормили, обучали, но главной задачей было выявление самородков среди всей этой разношёрстной братии, тех зёрен, которым ещё предстояло прорасти, развить свои способности. 


Обучать начинали с малых форм, дальше переходили к более сложным изделиям в стиле русского модерна. Эти работы впоследствии уходили во Францию, Германию, другие европейские страны, завоёвывали первые места на   международных выставках. Вместе с женой известного мецената Саввы Мамонтова Елена Поленова путешествовала по русской глубинке, выискивала образцы русского искусства, из которых впоследствии будет сформирована обширная коллекция.


Дав образование крестьянскому ребёнку, его не бросали на произвол судьбы! В родную деревню новоиспечённый мастер возвращался с полным набором инструментов, и впоследствии Елена Поленова заботилась о том, чтобы он был обеспечен заказами.


Она создала большое количество эскизов к изделиям из дерева, в основном – мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. 


Меценат


Начинали с поиска вариантов. Теперь, когда местом дислокации мастерской стала территория бывшего Экспериментального завода, можно было делать первые шаги. В мастерской занимаются изготовлением  часов «под старину», разделочных досок, деревянных шкатулок, кухонной мебели по сохранившимся эскизам Елены Поленовой и многих других изделий. Прибавьте ко всему этому замечательную роспись по дереву, камню, кропотливо нанесённую мастерицами с использованием старинных технологий, и вы сможете воочию представить масштаб задуманного.


Огромную поддержку в реализации этого замысла оказал Юрий Борисов –  генеральный директор СПА отеля «Welna». Будучи вдохновителем многих полезных начинаний, ценитель всего русского, народного, Юрий Борисов старается окружить себя талантами, самородками, оказывая им первую, но очень существенную поддержку. Неудивительно, что однажды пересеклись пути современного мецената и наших мастеров-энтузиастов.


Помощь оказывается во всём: помещение, материалы, инструменты, решение организационных вопросов. Пожалуй, такой форме поддержки можно и позавидовать. Например, недавно закупили партию сухой липы под «поленовские» проекты, а для резчика это один из лучших материалов. Что-то уже обрело свою форму, став красивым изделием, но основная часть пока только дожидается очереди.


«Наша первоначальная задача - накопление выставочного материала. Мы не собираемся ничего продавать! – сразу отрезал Евгений. - Если мы этим займёмся, то  превратимся в обычную мастерскую, потеряем своё лицо, а ведь цель другая – популяризация народных ремёсел». То есть, все воссозданные или отреставрированные изделия предназначены только для музея. Намерения благородные, но на одном благородстве долго не продержишься, и здесь Евгений рассчитывает на то, что потенциальные спонсоры обязательно откликнутся и поддержат эту идею.


Всё обязательно получится


В планах – открытие своей школы мастеров, обучение желающих мастерству росписи по дереву и камню. Планируется наладить сотрудничество с Тарусским многопрофильным техникумом, где в прошлом был  факультет резчиков–краснодеревщиков. В перспективе планируется вновь открыть этот факультет, но всё зависит от поддержки местных властей.


«Уже сейчас среди нас есть мастера, которые по силам сделать сказку былью, - считает Евгений. - Но насколько бы ни были они сильны, любое дело нуждается в поддержке, внимании, помощи. И в первую очередь это организация выставок. Подойдёт и любая другая форма взаимодействия. Не откажемся мы и от помощи материалами, инструментами. Надеюсь, что нас всё-таки услышат!»


Тарусская земля издревле славилась своими умельцами. Многое из того, что было создано ими, давно кануло в Лету, но что-то до сих пор  бережно хранится в городских музеях. Чтобы сохранить как можно больше,   Евгений планирует открыть ещё один музей: истории Экспериментального завода. Эту идею горячо поддержал и его друг Леонид Гогидзе, активным сторонником является и бывший главный художник мастерской завода Алексей Сипаткин.


Сегодня от некогда могучего предприятия остались лишь жалкие останки – всё остальное было разбазарено в смутное время перестройки. Но сохранить хотя бы память об одном из градообразующих в прошлом производств необходимо, прежде всего, самому городу.


Если вдруг у кого остались интересные предметы, однажды произведённые на Экспериментальном заводе, их можно пожертвовать музею – всё равно они пылятся на чердаках. Место для будущего музея уже выбрано, и если кто хочет пополнить коллекцию, здесь с благодарностью примут любой предмет, даже нуждающийся в реставрации. Завод вернуть этим не удастся, но сохранить его богатое наследие для будущих поколений ещё можно. Ту самую основу, зерно, которое, может быть, удастся прорастить потомкам.

Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото автора.