Не каждый сможет оглянуться назад

Его история обычна, как истории  десятков миллионов граждан нашей страны, на чьи плечи выпали непростые испытания.  Каждая жизнь и судьба, как страница правды об ушедшей Великой эпохе, но  многие из этих страниц безвозвратно канули в Лету. Такое непростительное упущение дало возможность иным «толкователям» попытаться возвыситься над истиной. Но правда, как бы то ни было, остается с нами.


26 марта Григорию Петровичу Петрову - одному из последних воинов Великой Отечественной войны,  исполнилось 94 года. Незадолго до этого события его посетил губернатор Калужской области Владислав Шапша и вручил ветерану медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне».


Тяжёлая болезнь, которая приковала старого солдата к постели, унесла в небытие ещё одну страницу истории, а воспоминания его снохи Елены Петровой вряд ли помогут воссоздать полную картину событий.



Место рождения Григория Петрова –  село с необычным названием Тойсе Паразулси Ибресинского района Чувашской АССР. Из воспоминаний довоенного периода ярко сохранилось лишь одно событие: однажды Григорий с местными мальчишками решил удрать в Казахстан. Беглецов хватились через сутки, а когда оперативники сняли их с поезда в степи, они, похныкивая, объяснили, что в Казахстане «тепло и сытно».


Сорванцов не стали наказывать: нагоняй ждал их по возвращению в семьи, но полученный  урок отбил страсть к путешествиям аж до 1943 года, когда Григорий вслед за отцом отправился на фронт. 


«Непобедимый» Вермахт уже катился обратно на запад,  что дало возможность Советской армии более основательно подойти к обучению новобранцев. Учебку Григорий проходил в течение нескольких месяцев, близ Ферзиково. Молодых солдат тренировали обращаться с оружием, выполнять команды. А ведь многие из них, как и наш герой, по-русски знали только «хлеб» и «мама».


В этом случае действовали по принципу «сено – солома». Это значит, что правая нога – сено, а левая – солома; так и маршировали. А когда более-менее научились ходить строем, тот же принцип применили на стрельбище, но теперь сеном-соломой были руки.


На фронте молодняк прикрепляли к старшим товарищам – так проще было выжить. Наставником Григория был опытный боец по фамилии Карташов. Он строго-настрого приказал подчинённому: «Куда я, туда и ты, если жизнь дорога». Возможно, следуя этому совету, Григорий и сохранил свою жизнь.


Сейчас многие любят бравировать нашими прошлыми победами, поговаривая: «Если надо, мы готовы повторить!» От тех, кто на самом деле пережил ужасы войны, не услышишь подобной бравады. Они знают, что война – это не победные марши, а голод, холод, страх, отчаяние, смерть. Многие из сверстников  нашего героя  даже плакали перед боем – чего уж греха таить!


Боевой путь  Григория Петрова, стрелка  359 стрелкового полка 46 стрелковой дивизии закончился под Кёнигсбергом. Здесь встретили Победу, а спустя некоторое время вместо долгожданной демобилизации их полк отправился на другую войну – с Японией. Правда, к месту событий так и не успели добраться вовремя: Япония капитулировала, когда их поезд стоял в Чите. Это, пожалуй, все скупые сведения, которые удалось узнать.


«Зачем вам это нужно?»  - часто слышали родственники от ветерана, когда просили его рассказать о войне. Тяжек груз пережитого, не каждому дано заново пройти дорогой страданий и испытаний, не каждый сможет вернуться в прошлое.

 

В мирное время Григорий Петров работал трактористом, комбайнёром в совхозе Тарусский. Как ударник пятилеток и победитель социалистических соревнований, он награждён орденом Трудового красного знамени, имеет ряд отличительных наград. В 1950-е годы был депутатом Тарусского городского совета трудящихся.


За боевые заслуги награждён медалью «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны» 2 степени, юбилейными медалями и памятными знаками.


Вадим МАЛЬЦЕВ.