Случайность, ставшая судьбой

На фабрику «Тарусская вышивка» Светлана Давыдова пришла  после окончания Московского художественно-промышленного  училища имени М.И. Калинина. Как получилось, что обычная тульская девчонка, грезившая о карьере биолога или химика, вдруг выбрала этот путь?


На окончательное решение повлияла мама. Однажды она сказала своим дочерям Светлане и её сестре-близняшке Елене: «А вот вы попробуйте поступить в художественное училище. Всё  равно не пройдёте по конкурсу, но  зато попытаетесь, а дальше  - посмотрим». А ведь получилось совсем наоборот – прошли!


Жалеть не пришлось


Пройдут годы, и Светлана пожалеет о своём выборе. Детские мечты никуда не делись, и она часто думает о том, как бы всё сложилась её судьба, не послушай она маму? Но тут же признаёт, что художником быть очень даже неплохо.


В Тарусу Светлана  приехала по распределению 1 февраля 1983 года. В этот день в городе произошло одно очень важное событие: на перекрёстке открыли первый в Тарусе светофор. Местное население было в восторге, а для Светланы этот факт стал знаковым на всю жизнь.


- По дороге в Тарусу я смотрела в окно автобуса и видела только темноту да силуэты деревьев. Ни одного огонька! – вспоминает наша героиня. - Стало даже немного не по себе. Я себя спрашивала: «Куда я попала и зачем?»  Ответом было лишь завывание ветра за оконными стёклами да мирное похрапывание попутчиков. Конечно, впечатления после Тулы и Москвы были не самые выразительные, но городок понравился: тихий, спокойный. И  со светофором.


Это было время расцвета предприятия. Слава «Тарусской вышивки» гремела на всю страну, узнаваема была ее продукция и за границей. 600 сотрудников трудилось на фабрике в 2-3 смены,  получая  за свой труд неплохую по тем меркам зарплату.


На нового художника старые мастерицы посмотрели придирчиво: «Ишь ты, симпатичная! Надо приглядеться».  Как потом оказалось, у многих из них были сыновья «на выданье», и новая невеста прибыла в самый подходящий момент.


Но планы новоявленной «невесты» не совпадали  с планами местных мамочек. Пришлось им смириться с этим фактом, а семью Светлана создала немного позже, в 1985 году. А ее избранником стал инженер из СКБ КП ИКИ РАН.


Если к делу подойти умеючи…


Главным художником фабрики тогда была Александра Демченко, ученица самой  Маргариты Гумилевской. Она-то  и стала наставником Светланы.


- Александра Ильинична - работник ответственный, своё дело знала досконально. Конечно, она и спросит  строго, но  и много чему научит, - так охарактеризовала её наша героиня.

 
Работать пришлось на экспериментальном участке: здесь «колдовали» художники, лаборанты, конструкторы и модельеры. Они  создавали  новые образцы, по которым потом работала фабрика.


На новенькую посмотрели с долей скепсиса: справится ли? Александра Демченко дала первое задание: изготовить салфетку, благоразумно решив, что если девчонка испортит образец, то пусть это будет обычный ширпотреб.  Но Светлана оказалась не промах: быстро создала эскиз, а салфетка получилась симпатичной. Даже заслужила свою первую похвалу!


С этого дня она с энтузиазмом включилась в работу. Как молодой специалист, постоянно училась чему-то новому, участвовала в различных мероприятиях – от комсомольских собраний до всевозможных поездок.


Всё-таки оценили


Кто работал в женских коллективах, знает, что здесь надо держать ухо востро! Бойким на язык мастерицам только дай повод! Частенько кто-то обязательно «оступался»: тут уж держись! Самым смешным воспоминанием был период перехода на зимнее или летнее время. Опоздавших считали на проходной, подшучивая над ними в зависимости от настроения.


Первую свою грамоту Светлана ценит больше всего. Её получила за участие в выставке научно-технических достижений молодёжи в середине 80-х. Туда она  отправила полотенце, вышитое по мотивам популярной в те времена космической тематики. Оно-то и принесло долгожданную победу, которая запомнилась на всю жизнь. Наградную хрустальную вазу она бережно хранит до сих пор.


Коллектив фабрики принимал активное участие во всех выставках как внутри страны, так и за её пределами. Иногда на фабрику приезжали музейные работники. Для них старались выделить лучшее из лучшего. Не на базар ведь, сами понимаете, а в экспонаты.


Чтобы направить изделия на выставки, в ежемесячный план включался определённый раздел. Количество высокохудожественных работ проговаривалось отдельно, выносилось на широкое обсуждение. Под высокохудожественными изделиями подразумевались выставочные работы, которые образовывали выставочный фонд. Обязательным условием было наличие большого объёма вышивки.


Однажды был такой случай: приехала на фабрику английская герцогиня «голубых кровей». Герцогиня привезла с собой постельное бельё, на котором изволила почивать сама английская королева! Постельные принадлежности были очень дороги августейшей особе, и поэтому работниц попросили сделать что-то, что вернёт былое великолепие спальному комплекту.


Мастерицы подумали, посовещались, и выполнили волю их заморского величества! Правда пришлось изрядно потрудиться, кое-что убавить, где-то прибавить. Но королева осталась довольна выполненной работой.


Лихие годы


В 1991 году Светлана стала главным художником. Как раз в это время начались шатания: страна катилась под откос, что не обошло стороной и фабрику. В 1993 году было организовано акционерное общество закрытого типа, потом - товарищество с ограниченной ответственностью, что, по мнению его создателей, должно было стимулировать какие-то процессы развития. Потом было ООО НИИХП, АО, следом - ещё какое-то «О». В результате таких реорганизаций товарищи, возмечтавшие стать господами, в итоге получили пшик. 


Одним из наиболее значимых экспонатов своей коллекции Светлана считает большой фотоколлаж «К 85-летию фабрики». На куске ватмана средних размеров собрана часть истории фабрики в фотографиях. С гордостью и одновременно с грустью смотрит она на этот фотоколлаж: как всё начиналось, какие были планы и каков итог?


- Процесс упадка фабрики происходил очень тяжело, - вспоминает Светлана. - Сначала провели приватизацию, причём очень несправедливо. В результате реорганизации каждому выделили свой пай, и теперь рабочий мог гордо сказать: «вот этот кусочек станка или стены – мой!»


Как ножом режут воспоминания нашей героини – не уберегли уникальное производство, позарились на призрачные обещания всяких благ. Вот и итог. Пожилые люди, которые недавно ушли на пенсию, остались совсем без ничего – кто-то посчитал, что им пай вообще не положен. Но такие игрушки продолжались недолго – паи у рабочих вытянули за очень небольшие деньги, оставив без куска стены или станка теперь уже чужого предприятия.  Можно ли  винить в этом рабочих?  Но что им оставалось делать при постоянных задержках зарплаты?


За пенсионеров вступилась Светлана – небольшой пай был выделен и им. А в 1994 году пришла и её очередь  - главного художника уволили по сокращению штатов. Как оказалось, фабрика перестала нуждаться в специалистах.


Возвращение


После увольнения ей, как и многим другим уникальным мастерам, пришлось непросто. Работала инженером по технике безопасности на кирпичном заводе. После того, как развалили и это предприятие, сменила несколько профессий. В 2006 году она получила приглашение вернуться на фабрику, где отработала ещё 11 лет до своего выхода на пенсию. И теперь она полностью отдалась своему самому любимому делу – воспитанию внуков, а для души у неё есть отличный сад и  огород.


Светлана печёт прекрасные пироги, которыми с удовольствием потчует гостей. А однажды на выставке шоколадных этикеток в Доме Позняковых обаятельная женщина представляла свою коллекцию. Да, и это всё она!


Однажды ей захотелось вернуться к прежнему занятию. Просто взяла пяльцы в руки и не смогла остановиться до трёх ночи. Вот уж не думала, что так понравится снова держать иголку в руках!


Эскиз появился мгновенно, а над новой салфеткой трудилась всю зиму. Полотенце «Салют Победы», «Частушки»,  «Космос»… Каждое изделие – история, вышитая на холсте! Но теперь это только хобби. От былых побед осталась добрая память: некоторыми её работами могут похвастать даже Русский музей в Петербурге и  Московский музей декоративно-прикладного искусства.


В момент нашей беседы она как раз трудилась над очередной салфеткой, вышивая её  «белой строчкой». Я, конечно, плохо разбираюсь во всех этих узорах, поэтому, без всяких экспертных рассуждений могу сказать: «Очень красиво!»


Бывший главный художник «Тарусской вышивки» Светлана Давыдова считает, что фабрика всё же может снова стать лицом нашего города, местом, «где любой житель или гость мог бы приобрести для себя самобытную уникальную вещь, вышитую по своему вкусу». Эти мечты сейчас кажутся фантастическими, но их можно воплотить в жизнь, если фабрика станет по-настоящему народным предприятием.


Как и многие энтузиасты своего дела, она мечтает о тех днях, когда фабрика вновь наполнится шумом людских голосов, а её продукция вновь станет узнаваема как в стране, так и за её пределами. А знаменитая Калужская  перевить вновь вернёт былую славу.

Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото автора.