Фантазии на зимнюю тему

Во время новогодних каникул состоялась традиционный фестиваль Фонда Святослава Рихтера «Таруса зимняя 2020»


Одна из них - блестящий концерт камерного оркестра Тарусы под управлением невероятно талантливого, харизматичного Ивана Великанова. С аншлагом он прошел в Доме Литераторов при поддержке фонда Исмаила Ахметова.

Началось выступление с радостной, солнечной музыки В. А. Моцарта. Далее - Вильгельм Фридеман Бах, не самый знаменитый, но не менее талантливый старший сын И. С. Баха. Прозвучали его Адажио и фуга и Соната ми минор для двух флейт. Последнее - оригинальное сочинение, написанное для флейт и струнного оркестра, для такого состава довольно редко встречающееся произведение. Солисты на флейтах - лауреаты международных конкурсов Павел Студенников и Алексей Мазур.

Оркестр выступает в Тарусе уже более пяти лет, и  постоянные слушатели не были удивлены включению духовых инструментов в выступления струнного камерного коллектива. По словам дирижера, это очень правильная традиция, когда на каждом концерте есть соло духовых инструментов.

Камерный оркестр Тарусы охотно играет и современную музыку. В рамках фестиваля новые композиции звучат много лет неслучайно: сам Святослав Теофилович считал, что они обязательно должны исполняться.

В завершении первого отделения прозвучало произведение нашего современника, французского композитора Филиппа Эрсана. Он уже стал достаточно известным в России благодаря опере «Тристия» на стихи российских заключенных, с добавлением произведений О. Мандельштама и В. Шаламова, исполненной хором и музыкантами оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Это, по признанию Ивана Великанова, может стать сильнейшим музыкальным впечатлением за последние годы.

Исполненная же в Доме Литераторов «Фантазия на имя Захер» Эрсана – сочинение для камерного коллектива. Сам Поль Захер был примечательной личностью: блестящий дирижер, композитор, и что важно – меценат,  поэтому ему посвящено много сочинений, написанных молодыми музыкантами, которых он поддерживал.

А «фантазия на имя» – это музыкальная анаграмма: последовательность нот, полученная, если написать фамилию Захер латинскими буквами и, используя установленное соответствие нот и букв, создать мелодию. То, как звучит имя Захер, и есть основа произведения. Это мотив, вплетенный в музыкальное полотно, в котором встречаются аллюзии, стилизации и различные цитаты, например, Шостаковича. Что совсем не мешает этой музыке быть прекрасной и самобытной.

Во втором отделении - Ян Сибелиус, финский композитор, чья музыка часто воспринимается как зимняя. Музыканты шутили, что при помощи сочинений Сибелиуса можно вызывать снег, что достаточно актуально для нас этой зимой. Еще его произведения часто нравятся детям, они напоминают  мелодии из волшебных сказок. Именно такой и показалась характерная пьеса из его «Сельской сюиты» в великолепном исполнении артистами.

С огромным интересом слушателями был встречен Концерт для скрипки с камерным струнным оркестром замечательного британского композитора первой половины XX века Ральфа Воан-Вильямса, музыку которого оркестр исполнил впервые в этом зале. Так сложилось, что английская музыка немного примыкает к скандинавской традиции, можно сказать, что все второе отделение пролетело на едином эмоционально-стилистическом дыхании. Солировал на скрипке лауреат международных конкурсов Лев Солодовников.

В заключении прозвучала «Маленькая сюита» снова Яна Сибелиуса. Это произведение как нельзя лучше подчеркнуло праздничный характер и добавило новогоднего настроения музыкальной встрече «Таруса зимняя 2020».

 

Анна ШАПОШНИКОВА. 

 

Фото автора.