И дольше века длится связующая нить

В один из дней новогодних праздников в Тарусском музее семьи Цветаевых состоялась Рождественская гостиная


Ее главным событием стала презентация номера журнала «Третьяковская галерея», приуроченного к выставке В.Д. Поленова, проходящей с огромным успехом в Москве и особого приложения к нему, посвященного ярким, обширным связям Василия Дмитриевича в Тарусе, И.В. Цветаеву, В.Э. Борисову-Мусатову и городу в целом.


Натэлла Ильинична Войскунская, директор фонда «Развитие народного творчества «Грани», соредактор, ответственный секретарь журнала «Третьяковская галерея», давний друг и даритель музея Цветаевых на встрече рассказала, как создавался этот номер:

- Журнал и приложение сопровождаются огромными монографическими материалами, не входящими в каталоги к выставкам. Они более неформальные, максимально раскрывающие какие-то стороны личности художника. Штрихи, дополнения к тем или иным событиям, которые были в жизни Поленова, рассказы о людях, с которыми была связана его жизнь, и о нем самом.


В подготовке  приняли участие многие: отдел рукописей ГТГ, его заведующая Е.А. Теркель и научный сотрудник А.А. Фомина; отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина и его заведующая М.Б. Аксененко; музей-заповедник В. Д. Поленова  и заместитель директора по научной работе Е.Е. Каштанова; музей семьи Цветаевых в Тарусе и директор музея Е.М. Климова. Все эти музеи поделились своими материалами, бесценными документальными сокровищами.


- Задумка выпуска специального приложения возникла, когда появился материал замечательного автора Михаила Некрасова. Толчком к нему послужили картины самого Василия Дмитриевича «Вид на Тарусу», «Ока», «Вид на Тарусу вечером». Идея была простая - это, безусловно, посвящение Тарусе. Странно говорить о Василии Дмитриевиче и пройти мимо Тарусы и Оки, - отметила Натэлла Ильинична. - Отношение к Оке не как к реке, которая разделяет усадьбу Поленова и Тарусу, а объединяет их. Старые виды города с разных берегов, погружение в Тарусу, семья на веранде в Борок, и дальше участие художника в строительстве музея изящных искусств им. императора Александра III, переписка с Иваном Владимировичем Цветаевым.


Имена, люди на фотографиях, которые можно увидеть в Тарусском музее семьи Цветаевых - они все участники этого номера, и всех можно найти на страницах и в уникальном именном указателе издания.

Номер впервые за 16 лет существования журнала открывается огромной статьей Элеоноры Викторовны Пастон, куратора выставки В.Д. Поленова в Третьяковской галерее и научного редактора проекта. Элеонора Викторовна преподносит Поленова как уникальную личность, с которой многие не знакомы.


- Поленов принадлежит к русскому, реалистическому, передвижническому искусству 19 века, но точно также виден нам - и это показывает выставка и журнал - художником, предвестником и модерна, и символизма, основоположником неоромантизма в русском искусстве, является полноправным творцом Серебряного века. Вот это глубинная новация нашей выставки. А раскрыть все стороны его деятельности - одна из задач данного издания, – рассказала на встрече в гостиной Элеонора Викторовна.


Много открытий  можно найти на страницах издания: Поленов-музыкант и Поленов-композитор, художник на рубеже веков и начала XX века, Поленов-теоретик: его исследования о перспективе, впечатления Василия Дмитриевича и влияние на него европейского искусства, сопоставление его творчества с художественной жизнью того времени во Франции, Англии.


Впервые создано приложение к журналу и выставке – виртуальное путешествие (в 3D) в усадьбу В.Д. Поленова с встроенными в современные пейзажи документальными фотографиями и сопровождающееся лирической музыкой, написанной Василием Дмитриевичем.


Также особое место в номере занимает статья Елены Евгеньевны Каштановой, заместителя директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова об архитектуре. Чертежи, старые фотографии, новые материалы по которым можно увидеть и понять значимость архитектуры в творчестве художника.


Программа гостиной была бы не полной без музыкального подарка, каким стало незабываемое выступление Нико Закрадзе – юного, талантливого скрипача, обладателя целого ряда наград и грантов. Собравшимся посчастливилось услышать настоящую скрипичную музыку для виртуозов: «Чакону» для скрипки соло И.С. Баха, Сонату номер 6 Эжена Изаи и 24 каприз Никколо Паганини.


По завершении презентации гостей ждали подарки от музея семьи Цветаевых и журнала «Третьяковская галерея» и праздничный Рождественский пирог с сюрпризом наудачу в наступившем новом году.

 

 

Анна ШАПОШНИКОВА.

 

Фото автора.