Красная «буханка» возвратилась домой

(Окончание. Начало в №№124-126 «Октября» от 1 ноября)


Совсем недавно завершилась кругосветная экспедиция «На «буханке» вокруг света». Один из участников этой удивительной экспедиции, тарусянин Николай Баландинский рассказывает о ее завершающем этапе.


- Николай, в прошлый раз мы остановились на Иркутске. Что было дальше?


- Нас приютил путешественник и организатор туров по  Байкалу Роман Стрельченко. Он  - прекрасный музыкант, имеет свою музыкальную студию, где мы записали свой забавный  хит – «На «буханке» вокруг света».


На следующий день с ночёвкой по пути в Мариинске мы отправились в Красноярск. Центрально-сибирская торгово-промышленная палата устроила настоящий праздник, а её глава Рафаэль Шагеев оказался большим поклонником нашего проекта. Потом мы отправились в Кемерово.


В Красноярске мы гостили в доме у местных животноводов-чеченцев. Южане вполне довольны суровым сибирским климатом, а глава семьи Руслан прочитал лекцию об особенностях разведения крупного и мелкого рогатого скота в таёжных условиях. Оказалось, что это не так уж сложно.


- Красноярск и Кемерово – два промышленных центра  Сибири. Чем они ещё интересны?


- Главная достопримечательность Красноярска – природный парк Красноярские столбы, начинающийся фактически с окраины города. Эти скалы не очень большие, но разбросаны они на большой территории, и, чтобы полностью осмотреть парк, нужно потратить дня 2-3. А чтобы добраться до первого столба, вам придётся пройти километров семь. Обычно посетители делают однодневные походы – прогулки, чем воспользовались и мы. Этот парк можно ставить в один ряд со знаменитыми американскими природными заповедниками - о них все наслышаны, но своё ценят мало.


Многое здесь связано с именем Николая Рязанова – директора первой русской кругосветной экспедиции. Недавно ему открыли памятник. Николай Рязанов, как мы знаем, человек, который фактически возглавлял экспедицию Лисянского и Крузенштерна, в результате которой на карту были нанесены многие вновь открытые земли.


За Красноярском начинается Западно-Сибирская равнина, которая простирается на тысячи километров и, как ни странно, она очень пустынна. По сравнению с Забайкальем, здесь в основном поля, леса, болота, очень много озёр, но от города до города можно проехать километров двести, не встретив ни одной души. Местность очень интересная, но слаборазвитая в плане туризма.


В Кемерово мы посетили музей на Красной горке. Это место, где нашли руду, и, хотя главным городом Кузбасса считается Новокузнецк, именно с этой Красной горки началась история освоения богатств региона.


Здесь хорошо развит промышленный туризм и многое связано с Кузнецкой коммуной-колонией. Только не подумайте, что речь идёт о заключённых: в 20-30-е годы прошлого века здесь была грандиозная стройка, куда съезжались специалисты со всего мира, включая Европу и США. Сохранилось и местечко под названием «Маленькая Голландия». Сейчас все эти голландские  домики  стали памятниками архитектуры.


- Если рассказывать про каждый город, который вы посетили, получится целая книга. Можно кратко о самом интересном?


- Мы не успели оглянуться, как отмахали половину России. Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск.


В Омске нас ждала встреча со студентами СибАДИ – сибирского автодорожного института. Этот учебное заведение поражает своей технической оснащённостью.  Современные симуляторы дают возможность почувствовать себя водителем, даже не имея навыков. Я здесь впервые сел за руль КамАЗа при том, что даже не имею прав. У нас даже сложилось мнение, что в Омске  во многом сохранили советскую систему образования, а это не может не радовать.


Курган – очень приятный город, где много деревянной расписной архитектуры, есть и новостройки. Город был спланирован ещё при Екатерине II. Это тот случай, когда современная архитектура вполне гармонично вписывается в исторически сложившийся облик города.


В Кургане одним из интереснейших мест является медицинский центр имени известного врача Елизарова, прославившего свой край. Здесь мы дали интервью газете «Курган и курганцы», и считаем, что оно одно из лучших за всё наше путешествие! Вроде тех, какие публикует тарусская газета «Октябрь». 


Потом был Челябинск, где остановились у известного путешественника, автотуриста с большой буквы Евгения Шаталова. Его мы вовлекли в съёмки нашего фильма.


Поскольку фильм игровой, мы сняли несколько сюжетов в автосалоне, а до этого приглашали практически всех, кто встречался нам на нашем пути. Конечно, люди не всегда соглашались, но Рустем Казанбаев, наш оператор, отлично справлялся со своими обязанностями - нам оставалось только его слушать. Кстати, Рустем - автор многочисленных фотографий о наших приключениях. Теперь их можно найти повсеместно, включая и страницы газеты «Октябрь».


Евгению Шаталову досталась роль УАЗовского начальника – он надел форму и изображал сотрудника фирмы, который не понимает, зачем нужна наша  экспедиция.


- С этого момента подробней. Если был такой сюжет, значит, у вас были неприятности?


- Нас удивило отношение отечественных автопроизводителей. Например, в Кургане хотели встретиться с представителями завода КАвЗ. Это была бы хорошая реклама заводу: КАвЗ выпускает автобусы, которые можно адаптировать под дальние поездки. Но неожиданно получили отказ! Та же история произошла с ГАЗом. Там нам сказали: «Мы вам позвоним». Но так говорят всегда, когда хотят отшить. Это были самые неприятные моменты, помимо практически полного игнорирования экспедиции УАЗом, его маркетинговой и рекламной службами.


Наверное, не было команды сверху, но здесь могут быть и другие причины. После торжественного финиша, когда в прессе и телевидении было уже более 5 тысяч упоминаний об экспедиции, УАЗ наконец опубликовал на своей странице слоган. Дескать, ура! Наша «буханка» свершила кругосветку! Какая она ваша? Она была приобретена за деньги Саши Холодного, немного добавил я, а проведена за средства, которые мы привлекали при помощи рекламы. То есть, УАЗ сделал себе бесплатную рекламу, используя нас. Большинство людей, которые следили за всеми событиями, возмущены этим фактом.


- Понятно. Что было дальше?


- В Екатеринбурге мы встретились с детьми из школы «Каравелла». Учебное заведение возглавляет родственница детского писателя Крапивина. Дети здесь носят форму, оборудован уголок капитанов. Каждому участнику присваивается ранг: кандидат в матросы, матрос, юнга, штурман и так далее. Дети очень развитые, живо интересовались многими фактами, хорошо начитаны.


После Екатеринбурга мы оказались перед выбором – Уфа или Пермь. Решили поехать в Пермь. Маршрут пролегал по северу Пермского края – места просто идеальные для туризма, так как относительно недалеко от Москвы, но имеют  такие же таёжные ландшафты, как в Сибири.


Пермяки устроили нам пресс-конференцию в краевом туристско-информационном центре, а местные журналисты и телевидение здесь просто не давали нам покоя.


Дальше, через Воткинск, мы отправились в Набережные Челны, где нас уже ждали автолюбители на своих «буханках». А вечером того же дня был устроен парад «буханок» по городу. Было очень красиво, и для жителей города это стало незабываемым развлечением. Шествие  все старались сфотографировать или снять небольшой фильм на память. Потом был праздничный ужин из блюд татарской кухни.


После Набережных Челнов мы отправились в Казань, где выступали перед студентами института спорта, физической культуры и туризма. Шикарнейшее здание института впечатляет, и кажется, что в нём должны обучаться какие-нибудь нефтяники, а не будущие туристические и физкультурные работники. Этот институт чем-то напоминает бизнес-центр «Москва-сити».


- Вы бывали в разных регионах нашей страны. Есть ли различие между людьми,, и в чём оно? Чем больше всего интересовались?


- Люди одинаковы везде. Задавали довольно стандартные вопросы, и, учитывая то, что репутация у автомобилей фирмы УАЗ не самая лучшая, 9 из 10 человек считали, что наша машина постоянно ломалась. Поломки у нас, конечно, были – невозможно проделать такой путь без них. Но, тем не менее, после того, как мы восстановили задний мост в Хабаровске, не возникало никаких проблем. «Буханка» - отличная машина, и очень хорошо она себя зарекомендовала. Но всё равно, в людях сочеталось две вещи – скепсис по поводу технических возможностей «буханки» и восхищение.


В каждом субъекте федерации нас передавали «из рук в руки» местные телевизионщики и журналисты. Например, в Красноярске был такой случай: остановились мы около здания торгово-промышленной палаты. Вдруг подбегает супружеская пара, говорят нам: «А мы только вчера вечером смотрели про вас сюжет по телевизору. Сегодня выглядываем из окна – тут вы стоите!»


- На вашем пути были Уральские горы. Трудно их было преодолеть? А в каком состоянии сибирские дороги?


- Урал преодолеть не составило особого труда. То есть, гор просто не замечаешь.  Между Екатеринбургом и Пермью высокие холмы, не более. А вот если выбрать маршрут  к северу от Нижнего Тагила или Башкирии, там можно найти высокие участки гор.


Дороги в нормальном состоянии. Конечно, мы держались основных трасс, в глухомань не заезжали. Но на нашем пути дороги были в относительно хорошем или даже отличном состоянии.


- Что кругосветка дала людям?


- Многим автолюбителям мы доказали, что можно на отечественных автомобилях отправляться в дальние поездки, и не стоит этого особо бояться. Своим примером мы доказали, что даже если никто не верит, всё равно необходимо продолжать заниматься своим делом, и всё получится! Нужно путешествовать, используя любые средства транспорта. Люди отправляются в дальние поездки на «Запорожцах», на автомобилях «Ока», и достигают удивительных результатов. Хочу добавить, что советский опыт автотуризма уникален – многие модели машин для туризма в свободную продажу в СССР не поступали. Люди выходили из положения сами. Работая фрезеровщиками на заводах, они делали себе детали для автомобилей и собирали машины самостоятельно. В СССР было выдано более тысячи патентов на самодельные автомобили, на которых умельцы совершали большие путешествия по Советскому Союзу.


- Насколько известно, финишировали вы в Москве. Как это было?


- Перед Москвой мы остановились в Нижнем Новгороде. Там нас принимала Общественная палата, а я даже был членом жюри конкурса «Открой Приволжье», где оценивал студенческие работы. Сергей Кривцов, глава ассоциации «Открой Приволжье», организовал нам встречу с прессой, телевидением.


Последнюю ночь мы провели в гостях у мэра Черноголовки.  Там встретились с Александром Трушниковым – основателем джиперского движения в России. Этот человек совершил несколько уникальных экспедиций на Лэндровере, по горам Тибета. В Москву отправились очень рано - 25 октября в семь часов утра. Там нас и  подловила телекомпания «Мир–24».


Праздничные мероприятия проходили на «Красном Октябре».  Пришли более ста человек, приезжали артисты, был Игорь Петренко. А вела встречу Мария Магронт – автор истории телевидения. Здесь же наши многодетные семьи соединились: пришли пятеро моих детей, трое из пяти детей Александра Морозова, был и Рустем Казанбаев со своей женой и маленьким сыном Радомиром.


- Итак, проект «На «буханке» вокруг света» завершён. Что дальше?


- Мы продолжим делать информационно-агитационные выезды, поедем даже на Кавказ. Будем пропагандировать  автотуризм. Решили быть вместе, пропагандировать многодетность, активный образ жизни и активное познание окружающего мира. То, что и дают путешествия!

В планах на будущее – сделать кругосветку с детьми на электрическом микроавтобусе. У Александра Морозова появилась недавно такая идея. Пока не ясен маршрут, и идея нуждается в доработке, но я уверен: Саша доведёт дело до конца!


Есть ещё проект «Буханка–2». Очень возможно, что мы начнём с Антарктиды, посетим Мадагаскар, острова Океании, Австралию. В общем, планируем отправиться туда, куда «Макар телят не гонял». То есть, это будет нечто принципиально новое, необычное!


Это была первая в истории кругосветка на отечественном  автомобиле, выполненная по всем правилам. Отныне, шесть достижений, сделанных на «буханке», будут занесены в Российскую книгу рекордов! Среди них – первый отечественный автомобиль, дважды пересекавший экватор на двух континентах, первый отечественный автомобиль, который посетил наибольшее количество стран – 61!

 

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.