Бухгалтер – это не только счёты

За свою долгую жизнь Николай Георгиевич Зайцев стал свидетелем многих перемен. Одна система сменила другую, изменилось мировоззрение у людей, а многое из того, что раньше представляло большую ценность, потеряло свою значимость.


Перемены неизбежны, и, как бы ни было грустно, надо идти дальше. Но есть нечто, что невозможно отпустить ни при каких обстоятельствах. И для Николая Георгиевича это – фабрика «Тарусская вышивка», которой он посвятил 40 лет, став свидетелем её расцвета и заката. В далёкие 50-е годы простой парень из города Лебедянь Липецкой области ещё и не думал, что Таруса станет его домом, а фабрике он отдаст лучшие годы своей жизни.


А ведь хотел стать технологом…


В плодоовощной техникум Николай опоздал: пока возился с документами, начались экзамены, но в последний момент всё же зашёл в класс, где обучали будущих  бухгалтеров. Приём на бухгалтерский факультет заканчивался, и решение нужно было принимать немедленно. Николай думал недолго – судьба! Мечтал стать технологом, а стал бухгалтером.


По окончании техникума отработал несколько лет в Барятинском районе Калужской области, а позднее, когда уже собирался вернуться домой, ему предложили отправиться в село Высокиничи, где в то время был  филиал тарусской фабрики.


Сейчас он уже не помнит, почему согласился, но решение оказалось судьбоносным, ведь позднее из Высокиничей он получит направление в Тарусу.


Основное здание фабрики «Тарусская вышивка» в 60-е располагалась в Доме Добротворских, что на улице Ленина. «Тесновато, конечно, было, - вспоминает Николай Георгиевич. - Но народ был тогда дружнее, уживались и начальство, и рабочие. Без конфликтов, конечно, не обходилось, но такие проблемы быстро решали сообща. Своё дело мы все любили,  и в любое изделие каждая мастерица-вышивальщица буквально вкладывала всю душу».


Счёты – не самое главное для бухгалтера


Бухгалтер – профессия скорее женская. А если тебя угораздило попасть на предприятие, где основной состав – женщины, то будь готов к язвительным шуткам и замечаниям. Но наш герой не припомнит такого случая, чтобы в его адрес полетела какая-нибудь некорректная шутка.


Николай Георгиевич много вспоминал об особенностях советского делопроизводства, многозначительно подметив, что «бухгалтер – это не только… счёты!» Конечно, это уже в прошлом, и задачи современного бухгалтера резко отличаются от задач прошлого, но это наша история, и от неё никуда не деться.


Из восьми конторских работников он был единственным мужчиной. Наверное, поэтому женщины не стали испытывать нервную систему молодого и единственного кавалера. Быстро завоевав авторитет среди прекрасной половины фабрики, Николай с головой погрузился в мир накладных и отчётов.


Со временем было принято решение расширить производство – дом Добротворских уже не соответствовал духу времени и современным запросам. Поэтому решили построить новое здание на 500 человек. Первоначально его  планировали возвести на улице Каляева. Этот проект оказался технически слишком сложным – близость к реке и особенности рельефа требовали лишних расходов, и от идеи решили отказаться. После долгих споров и разбирательств вышло постановление. Было решено  построить фабрику на том месте, которое она занимает и поныне.

Любая сохранившаяся работа тружениц фабрики «Тарусская вышивка» ныне является произведением искусства, отголоском того времени, когда работали не за страх, а на совесть. Наверное, поэтому изделия тарусских мастериц сейчас нашли свои места в музеях и частных коллекциях, вызывая грусть у энтузиастов, поставивших себе цель возродить это искусство на тарусской земле.

Размышляя о былом


Работы тарусских вышивальщиц часто становились победителями всевозможных конкурсов – как общесоюзных, так и международных, но попасть на такой конкурс было очень непросто!


«Как правило, мы все вместе отбирали лучшие работы, - вспоминает Николай Георгиевич. - Спорили и предлагали, но последнее слово всегда было за специальной комиссией. К этому вопросу подходили очень строго, поэтому с некоторых выставок, в основном зарубежных, наши расписные изделия иногда даже крали». Это ли не признание? О таких победах сейчас свидетельствуют многочисленные дипломы, заработанные тарусскими умельцами. Тогда вопрос: почему «Тарусская вышивка» загнулась в одночасье?


«Загнулась? – переспрашивает Николай Георгиевич. -  Когда пришло время «перестройки», я как раз дорабатывал последние годы. Помню, как резко изменился спрос: людям стало не до нашей продукции. Потом начались шатания с ценами, появились финансовые трудности.


Ещё чуть позже пришла очередь и самой фабрики: рабочим сказали, что они станут хозяевами своего предприятия. Но, как оказалось, их попросту обманули. Время было непростое, людям надо было платить зарплату, а также оплачивать расходы по содержанию здания. Но раз упал спрос – упали и цены на производимую продукцию. Руководителям предприятия надо было выкручиваться, и на плечи каждого последующего сваливалась всё более тяжёлое бремя забот».


До приватизации атмосфера на фабрике царила больше дружеская. Рабочий день начинался с шутки -  женщины были не прочь «задеть» кого-то, особенно если этот «кто-то» вызывал симпатию. Конфликты случались, но их быстро «сводили на «нет». Частенько кто-нибудь из вышивальщиц начинал петь песню, а остальные мигом подхватывали – так ведь работается легче. А тут уж дело каждого – поддержать или делать своё дело молча. В одночасье всё изменилось, когда люди стали «хозяевами». Появилась какая-то раздражительность, озлобленность, недоверчивость, да и ругаться стали чаще.


Задержки с зарплатами привели к тому, что лучшие специалисты стали потихоньку покидать предприятие. Кому повезло, те нашли себе место, где платили хоть какие-то деньги. От остальных «хозяев» вскоре попросту избавились. Так были утеряны лучшие специалисты – основа основ «Тарусской вышивки».

 

Энтузиасты найдутся!


Что отличало фабрику «Тарусская вышивка» от других таких же учреждений? Каждый рисунок, каждый стежок – это древняя знаменитая калужская перевить, основой которой послужили работы старинных мастеров, а эскизы к ним собрали и сохранили энтузиасты. Такие как Маргарита Гумилевская и другие. На вопрос, зачем они тратили своё время, по крупицам выискивая всё это в бездне прошлого, Николай Георгиевич, не задумываясь, ответил: «А почему художник рисует? Значит, что-то затронуло его душу, стало частью жизни, целью, ради которой стоит идти вперёд!»


С Маргаритой Гумилевской Николай Георгиевич был знаком лично и характеризует её как человека высокообразованного, ответственного, открытого для людей. «Она постоянно была занята любимым делом, попросту увлечена им, - добавляет наш герой. – Гумилевская не просто восстанавливала старинные узоры, но и создавала что-то своё, новое, соответствующее духу той эпохи, духу русского человека. При этом надо было учитывать, что новое изделие, будь то скатерть или женская блузка, платье, должно было получиться и красивым, и недорогим. Она постоянно пыталась достичь этого результата. И сейчас можно сказать, что ей это во многом удалось!»


На пенсию Николай Георгиевич Зайцев ушёл в середине 90-х. Теперь уже можно было со спокойной душой отбросить все эти папки с отчётами и посвятить свободное время тому, к чему изначально лежала душа – технике.


Иногда он с удовольствием чинит какой-нибудь механизм, или просто трудится на своём небольшом клочке земли. Но часто, из окон своей квартиры он смотрит на такую дорогую его сердцу фабрику и задаёт единственный вопрос. Есть ли у нас сейчас энтузиасты, достойные вписать своё имя в один ряд с именами Натальи Давыдовой, Марии Якунчиковой и Маргариты Гумилевской, которым будет по силам решить такую сложную задачу, как возрождение былой славы фабрики «Тарусская вышивка?»


Вадим МАЛЬЦЕВ.


Фото автора.