Красная «буханка» возвращается домой

- Николай, вот и подошли мы к заключительному этапу кругосветки! Надеюсь, Родина встретила вас с распростёртыми объятиями?


- Конечно! На родной земле нас приняли очень хорошо и в каждом городе, где бы мы ни останавливались, нас ожидал тёплый приём. Последний этап начался с того, что мы должны были вылететь из Москвы во Владивосток 23 сентября, но, к сожалению, рейс перенесли из-за тайфуна или поломки самолёта. Через сутки, 25 сентября, мы всё же добрались до места.


В аэропорту Владивостока нас встретил известный автопутешественник Владимир Яхно – у него мы жили три дня, пока получали и оформляли нашу машину. За это время успели осмотреть и город, и остров Русский, а также дать интервью местным журналистам.


Здесь же наша троица в составе Александра Морозова и Рустема Казанбаева и меня пополнилась ещё одним участником - к нам присоединился Аркадий, который сопровождал нас до Хабаровска.


Аркадий стал настоящей находкой! Отличный механик, он за два дня починил задний мост нашей «буханки», который сломался ещё в Центральной Америке.


- Погодите, а разве нельзя было отремонтировать «буханку» в Мексике? Саша Холодный рассказывал, что по пути вы заезжали в один из центров по обслуживанию наших автомобилей.


- В Мексике мы обращались в диллерский центр УАЗ, чтобы они прислали новый мост на машину, но нам отказали в этой помощи, хотя им то это ничего бы и не стоило. Но, в конце концов, эта история завершилась хорошо – Аркадий знал своё дело и после ремонта мы отправились в Хабаровск.


- Как вас встречали на родных просторах?


- Местное население отнеслось к нам великолепно! Подходили к машине, спрашивали, фотографировались – многие уже смотрели сюжеты о нашей экспедиции по телевизору и были прекрасно осведомлены, заранее подготовились к встрече. Местное телевидение - так оно вообще не оставляло нас в покое. Люди приглашали нас в гости, а тёплый приём на Родине - это пожалуй самое лучшее, что мы можем вспомнить из всего путешествия! После Хабаровска отправились в Биробиджан, где нам устроили просто шикарную встречу. А встречал сам глава общественной палаты Михаил Половинка.


Телевидение и журналисты вообще передавали нас по эстафете, как бы из рук – в руки. Едва успев сняться в очередном сюжете и ответить на вопросы, мы тут же встречали ещё более радушный приём в следующем городке – большом или малом. То есть, получилось как в известной поговорке – слава бежала впереди нас.


- Насколько известно, про дальневосточную автомобильную трассу не рассказывают ничего хорошего. Как вы преодолевали этот опасный отрезок пути?


- Дороги, по которым мы ехали, прекрасны. Все эти страшилки, про то, что по федеральной трассе люди неделями едут, утопая в грязи, и байки о том, что трасса – дорога смерти, не совсем соответствуют действительности. Например, трассу «Амур» - от Хабаровска до Читы, протяжённостью более 2000 км, мы совершенно спокойно преодолели за три дня. Правда, в каком состоянии другие дороги, мы не знаем – что видели, о том и рассказываем.


Владивосток, Хабаровск, Биробиджан, Кулгур – сколько этих городов и посёлков мы оставили за спиной, теперь уже не счесть. В Кулгуре нас поселили в санатории, а мы не упустили момента и приняли водные процедуры в сероводородном источнике. Останавливались на ночлег городе Свободный. Кстати, история этого города очень любопытна. Он был построен в начале прошлого века и назывался Алексеевск, в честь наследника последнего русского царя. Потом направились в Читу, где «попали в лапы» участников местного автоклуба. Здесь нас чествовали как героев – всё-таки мы доказали, что отечественному автопрому есть чем гордиться, здесь же мы приобрели новых и очень хороших друзей.


- Горячие встречи, конечно, не обходились без горячительного?


- Что касается спиртных напитков – мы в России, и нам, как говорится, всегда предлагали. Но спешу разочаровать любителей подобных историй – команда у нас подобралась непьющая. Приходилось чаще отказываться – ссылались на то, что за рулём, а если иногда позволяли себе немного расслабиться, то чисто символически, чтобы не обидеть встречающих.


- Леса Сибири сейчас идут под нож. Это не может не беспокоить всех, кому дорога природа России, её будущее. Настолько ли силён причинённый природе вред? Кстати, вы проезжали не только города, но и деревни. Какова она, сибирская глубинка?


- Сибирь, конечно, вырубают и это сильно заметно. Правда, леса в ней пока ещё достаточно. Мы пересекали большие лесные районы, кое-где со следами недавних пожаров. Но это всё вдоль основной трассы, а для того, чтобы иметь ясную картину, надо было изменить маршрут.


Что касается глубинки - полного разорения и запустения мы не увидели. Есть, конечно, заброшенные деревни, и они часто попадались нам по пути – особенно в Забайкалье. Но встречались и вполне приличные посёлки. Надо ещё учитывать, что Забайкалье – достаточно степной край, и поселения там чаще всего больших размеров. Как правило, деревни застроены одноэтажными деревянными домами – население здесь живёт победнее, чем в других регионах. Мы встретили очень много деревянной, традиционной архитектуры, которую можно увидеть, просматривая старые фильмы. Если хотите представить, как живут люди в деревнях Забайкалья, посмотрите фильмы типа «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень». Примерно та же самая обстановка и мало что изменилось за долгие годы. Такая же ситуация и в крупных городах – Улан-Удэ, Иркутске. Но постепенно эти старые дома ветшают и их сейчас стали брать под охрану. Например, в Иркутске восстановили целый квартал таких старых домов, выглядит очень красиво – как будто тебя отбросило лет на сто назад.


В европейской части России такая архитектура встречается уже редко. К сожалению, у нас не сохранили, что имели, поэтому многие наши города такие обезличенные. А вот Сибирь сумела сохранить русский дух, наши корни.


На нашем пути попадались такие исторические города как Нижнеудинск, Канск. В Нижнеудинске многое связано с историей гражданской войны. Например, здесь заканчивается история с золотым запасом Российской империи. Правитель Сибири того времени адмирал Колчак, памятник которому есть сейчас в Иркутске, отправил поезд с золотом на восток и никто не знает, что с ним стало. Есть различного рода домыслы – кто-то говорит, что «золотой вагон» добрался до Японии и золото России благополучно осело в японских банках, кто-то утверждает, что «золотой вагон» покоится на дне озера Байкал – либо затопили, либо ещё по какой причине, но доказательств ни той, ни другой версии нет.


- Сибирь богата не только лесами, но и своей фауной. Какие животные вам встречались по пути, и не создало ли это проблем?


- Лисы часто дорогу перебегали. Очень хотели увидеть медведей, да так и не увидели. Например, в природном парке Красноярские столбы этим летом из-за бушевавших по всей Сибири пожаров, медведи выбегали даже на дорогу, создали много проблем местному населению. Пришлось даже закрывать парк, во избежание несчастных случаев. Сейчас ситуация немного выправилась – мы, когда посещали этот парк, ходили по нему совершенно спокойно.


- Жемчужина Сибири – озеро Байкал. Вы просто не могли проехать мимо этого озера. Расскажите о ваших впечатлениях.


- Перед тем, как мы направили нашу «буханку» в сторону Байкала, мы посетили город Улан-Удэ. Ну, естественно встречи, к которым мы уже привыкли, интервью. Отправились в центр города – на площадь Ленина. И тут, неожиданно, нам дорогу перегородила машина. Из неё выходит человек – оказалось, что это – местный блоггер. Он потребовал, чтобы мы начали агитировать за шамана, который примерно в это время шёл в Москву. Поддержка всяких политических акций не входила в наши планы и мы постарались поскорее отвязаться от назойливого агитатора.


Мы осмотрели южную часть озера, со стороны Бурятии. Но, к сожалению, наша встреча с Байкалом была поверхностной. Было уже довольно холодно, и, честно говоря, не хотелось делать лишний крюк. Нахватались, как говорится, верхов, причём буквально – запустили квадрокоптер, с него и осмотрели окрестности. Но и та часть Байкала, которая пришлась на нашу долю, потрясающе красива. Чувствуется какая то неведомая сила этого великого озера. Вековые сосны спускаются прямо к берегу, и стоит какая-то мистическая тишина. Очень хочется, чтобы люди бережно относились к такому чуду природы, сохранили его для своих потомков.


Расстались с Байкалом в районе города Листвянка и направились в Иркутск. Здесь мы остановились на ночлег у одного путешественника, а в самом городе нас ждала бурная встреча по стандартному сценарию. Мы побродили по Иркутску, полюбовались его старинной архитектурой, побеседовали с жителями, ответили на вопросы и отправились дальше.


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.


(Продолжение следует).