Когда музыка рассказывает…

В субботу 14 сентября в Доме литераторов состоялся замечательный концерт «Скрипичные шедевры» в рамках музыкально-просветительского проекта арт-ведомства «Ликбез».


Проект, совмещающий беседы о музыке и живые концерты, направлен на то, чтобы простым языком говорить о музыке, которую принято считать сложной. Музыканты – ведущие артисты с мировыми именами - рассказывают о произведениях, что делает прослушивание интереснее и понятнее, побуждает анализировать, размышлять о содержимом музыки и по-новому взглянуть даже на хорошо знакомые композиции. Концерты интерактивные: приветствуется живое общение и вопросы. На таких встречах формируется, в определенном смысле, некое сообщество увлеченных, любопытных, мыслящих людей, открытых новым впечатлениям.


«Дуэт или двое», - так можно было бы охарактеризовать вечер. Различные, но объединенные. Два инструмента - скрипка и фортепиано. Два музыканта. Аяко Танабе – невероятно органичная скрипачка из Японии, получившая музыкальное образование в России, лауреат многих международных конкурсов, выступает с концертами по всему миру. Казалось, Аяко и инструмент - единое целое. Мимика и движения, плечи, руки, стан – все подчинено музыке, характеру, настроению, мысли.


Анна Паклина – харизматичная пианистка, музыковед, также лауреат многочисленных международных конкурсов и фестивалей, дающая концерты на лучших мировых площадках, педагог московского музыкального колледжа им. С.С. Прокофьева, один из организаторов проектов арт-ведомства «Ликбез». Анна и фортепиано внешне как будто сдержанны, вся сила чувств - в кистях рук и в выражении лица. Как лектор проекта Анна невероятно интересно рассказала о композиторах, немного об их жизни и истории создания произведений, увлекла за собой в мир романтизма девятнадцатого века.


Как отметила Анна, говорить о музыке романтизма непросто: она чрезвычайно субъективная, личная. Это - поиск пути, ощущение себя, это такой трагизм, какой еще не был заявлен в искусстве до этого, то, что затрагивает нас изнутри. Любовь чаще безнадежная, чем счастливая. И, в общем, это не очень радостная эпоха.


В этот вечер романтизм был представлен с двух сторон: немецкий и французский. Как отличаются философские воззрения того времени и взгляды на жизнь в этих двух странах, так и отличается их искусство. В чем смогла убедиться публика, собравшаяся в зале Дома Литераторов.


Две сонаты для скрипки и фортепиано. Два композитора. Иоганнес Брамс – один из самых монументальных немецких композиторов романтизма. Жизнь для Брамса - череда страданий, которые надо пройти. Красной нитью через годы проходит история трагической любви Иоганнеса с Кларой Шуман-Вик. Все это отражается в гениальной музыке. Исполненная соната, третья из трех, написанных Брамсом, самая драматичная, темпераментная, полная невероятного энергетического накала чувств, страстей, идей.


Сезар Франк – французский композитор-романтик. Во французском искусстве того периода такого ощущения безысходности, как в Германии, не было. Может быть, это связано с тем, что нация больше стремится получать от жизни удовольствие, чем размышлять о ней. И хотя Сезар имел еще и фламандские корни, которые дали ему глубину, необходимую творцам в эпоху романтизма, музыка Франка в целом светлее и легче. Звучавшая в концерте соната - наиболее известное и репертуарное произведение композитора. Это некая шутка со стороны Франка, «история семейной жизни», романтический подарок на свадьбу другу скрипачу Эжену Изаи.


Блестящее мастерство исполнения, изящность, тонкость игры Аяко Танабе и Анны Паклиной сумели передать всю красоту и силу, тревоги и радости, все нюансы настроения и чувств, присущих каждому произведению. Как будто наяву воплотилось стремление звуков быть услышанными и желание зрителей понять и услышать. И это завораживало каждого в зале и позволило не только слышать, но и видеть необыкновенные картины, рисуемые звуками. Прочувствовать этот волшебный диалог музыки и слова, и самое важное – музыки и слушателя.

 

Анна ШАПОШНИКОВА.

Фото автора.