Таруса – Антарктида. Путешествие к полюсу холода

(Начало. Продолжение – в ближайших номерах «Октября»).


Дмитрий Шепелёв живёт в селе Вознесенье. Он обычный парень и прекрасный семьянин, но имеет не совсем обычную профессию. Дмитрий - метеоролог и полярник. 24 октября этого года он вторично отправляется на станцию «Восток» в Антарктиде.


- Дмитрий, как получилось, что вы стали полярником?


- По гражданской специальности я – эколог, а по военной – метеоролог. Окончил Алексинский гидрометеорологический техникум в 1997 году. После обучался в Российском государственном гидрометеорологическом университете в Санкт-Петербурге.


- До экспедиции в Антарктиду вы бывали за полярным кругом?


- По окончании университета я отправился на Чукотку – там и началась моя трудовая деятельность. Работал инженером в лаборатории. По всей Чукотке мы собирали  метеорологические данные, информацию по загрязнению, вели наблюдение за уровнем воды, паводками. Жили в Певеке, Анадыре, но побывал во многих населённых пунктах этого края. Позднее, покидая Чукотку, я оставил самое лучшее впечатление о местном населении. Чукчи - самые мирные и доброжелательные люди в России, всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости.


- В Антарктиду направились сразу по возвращении с Чукотки?


- Нет. Сначала я вернулся в родное село Вознесенье, пару лет работал в Алексинском техникуме, а в 2016 году что-то затосковал, захотелось вновь в снега. Во время учёбы в университете у преподавателей была такая позиция: каждый специалист обязательно должен побывать в Антарктиде. Но попасть туда можно было, только имея определённый опыт, который у меня уже был. Стал зондировать почву, и однажды помог случай: встретил на заправке старого друга Виталия Заровчатского, который недавно вернулся из Антарктиды. Пока заправлялись, он меня убедил.


- Сложно ли попасть на ледовый континент?


- Помимо диплома, характеристик и опыта нужно ещё главное – здоровье. Отбор строгий, но если ты ведёшь здоровый образ жизни, не имеешь вредных привычек, проблем не будет. Второй шаг – получение морских документов. Так как мы идём от Санкт-Петербурга до самой Антарктиды на корабле и заходим в иностранные порты, они необходимы. После прохождения специальных курсов вопрос был решён, и 26 октября 2017 года я оказался на борту корабля «Академик Фёдоров».


По пути мы заходили в германский порт Бремерхаффен и южноафриканский Кейптаун. За неделю до прибытия в Антарктиду мы увидели айсберги. Для большей части  команды это было впервые, поэтому их появление вызвало бурный восторг с примесью мистического страха.


10 декабря мы подошли к бельгийской станции Принцесса Елизавета, которая находится в районе моря Рисер-Ларсена. Здесь мы впервые предприняли попытки выгрузиться. Везли оборудование, продовольствие и технику для Персео - запасного аэродрома континента (основной находится на нашей станции Новолазаревская). Разгружали на необорудованный берег. Это была сложная операция, и прежде необходимо было подготовить площадку. Бельгийцы исследовали три возможных места швартовки, а мы сделали попытку подойти. По сути, местом швартовки стала часть айсберга, который ещё не откололся от сползающего в море ледника. Но всё прошло  благополучно, и после разгрузки мы взяли курс на нашу станцию Молодёжная. Эта станция сезонная,  действует в период антарктического лета – с декабря по февраль.  Разгрузившись, мы отправились дальше. Конечной нашей целью была станция Прогресс, с которой идут санно-гусеничные поезда вглубь континента. 24 декабря я впервые высадился на антарктический берег.

- Куда вы направились дальше? Сколько времени ушло на дорогу?


- Нашей целью была станция Восток. До неё от Прогресса 1346 километров. Новый год мы встретили на Прогрессе, а 7 января отправились в путь. На станцию два раза за лето (оно в Антарктиде с декабря по февраль) отправляется санно-гусеничный поход, который доставляет всё необходимое. В советское время этот поход представлял собой величественное зрелище: огромные вездеходы АТТ тащили за собой целый караван из жилых модулей и грузовых контейнеров. Сейчас вместо нашей техники используют небольшие комфортабельные иностранные вездеходы с большими гусеницами. К такому вездеходу цепляется бочка с топливом и жилой вагончик-балок, набитый всевозможным грузом. В нашем «поезде» было шесть таких вездеходов, которые обслуживали 12 водителей. Шесть человек было из научного состава – смена на станцию. Движется «поезд» со скоростью 10-15 километров в час. 18 января, спустя 11 дней, были на месте.

- Почему так медленно?


- В Антарктиде надо быть осторожным, потому что в случае аварии помощь может подойти нескоро. Несколько лет назад на старой дороге один из вездеходов провалился близ станции Мирный – там как раз была зона трещин. Погиб механик. Его достали с глубины сорок метров только через несколько лет! Два человека числятся пропавшими без вести в этом опасном районе. Когда появилась новая, более удобная техника, разработали новый маршрут, что стало как бы отсчётом новой эпохи.


Эта дорога менее опасна, но скучновата – белая пустыня. Правда, развлечения найти можно. Один раз мы даже готовили в пути шашлык.


- Шашлык в Антарктиде? Это как?


- Достали из запасов мороженое мясо, включили горелку – вот и весь шашлык. Этим можно баловать себя в самом начале пути, так как станция Восток находится высоко над уровнем моря. И, чем дальше мы удалялись от Прогресса, тем хуже становилось горение. Разреженность атмосферы давала о себе знать.

 


Чтобы не помереть от скуки во время пути, надо обязательно чем-нибудь заниматься. Проводили простейшие научные измерения, а данные передавали на Большую землю. В силу того, что не каждый учёный может попасть в Антарктиду, такие задания передаются каждому походу, и мы даже не знали, от кого они. В основном над этим работали метеорологи. По 12 часов в сутки я сидел в кабине водителя – там хоть поговорить можно. Кстати, весь путь до станции отмечен специальными вешками через каждый километр пути. По ним  автопоезд и ориентируется.


- Ваши  первые впечатления от станции?


- Километров за 15 до прибытия увидели буровую вышку и огромную гору снега. Это и был Восток. Мы очень обрадовались: шел уже третий месяц пути, начиная от Петербурга, и очень хотелось, наконец, обрести свой уголок, разложить вещи и заняться делом.


Процесс въезда – особый ритуал. Приход новых полярников – это всегда праздник, так как считается, что они приносят жизнь. Встречали нас «хлебом с солью», в данном случае это водка и бутерброд.


Праздник выглядит так: на вездеходах поднимаются флаги, со стороны станции организуется передвижной столик, а водку греют до 80 градусов! Иначе и нельзя – при температуре в минус сорок её можно пить только разогретой – не успеет остыть. В советское время праздник был веселее: новый поход встречали даже с гармошкой, растягивали на вездеходах транспаранты с шутливыми надписями: «Привет курортникам!»


Въезжая на станцию, испытываешь незабываемые эмоции от встречи с полярниками. Первые рукопожатия, поздравления – всё это надолго остаётся в памяти. А если ещё и с погодой повезло, то праздник удался по-настоящему! Некоторые полярники приезжают уже не в первый раз и часто просто меняют друг друга.


Средний состав станции – 12-13 человек. Это оптимальное число, но оно варьируется по разным причинам. В состав команды обязательно входят два врача: хирург и анестезиолог. Раньше был один врач, но, сами понимаете, всякое может случиться, поэтому дублёр необходим. Кроме того - повар, начальник станции, метеоролог, геофизик и магнитолог. Остальные – механики. Бывает, что в штат входит и инженер-буровик, но не каждую зимовку. Обычно буровые работают в летний сезон.

 

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.