Колдовство старинных звуков

В субботу в киноконцертном зале «Мир» состоялся очередной концерт фестиваля Фонда Святослава Рихтера «Магия барокко».


Органная музыка и опера звучали этот вечер в гениальном исполнении Ольги Остроуховой, Артема Крутько и Владислава Муртазина.


Барокко свойственны контрастность, стремление к величию и пышности. В переводе «барокко» означает жемчужину неправильной формы. Эта музыка сложна и эмоционально насыщена.


Композиторы эпохи барокко хорошо известны и неискушенному слушателю - И. С. Бах, Г. Гендель, Г. Перселл, К. Монтеверди, А. Вивальди, К. Глюк. И именно их произведения прозвучали на концерте.


Основным музыкальным инструментом барочного периода был орган. Этот могучий духовой инструмент тарусяне слушали уже  второй раз на Рихтеровском фестивале. Первая встреча с органом состоялась несколько лет назад на даче Рихтера. Вот и в этот вечер киноконцертный зал «Мир» превратился в органный. И все благодаря пианисту Владиславу Муртазину и его проекту «Передвижной органный зал».


Владислав Муртазин – народный артист Республики Башкортостан, солист, органист, выдающийся публицист, преподаватель Уфимской государственной академии искусств, ведущий телепрограммы «Органные путешествия». Он популяризирует органную музыку: привозит цифровой инструмент в города, где нет специальных залов, давая возможность всем услышать величественные звуки труб.


Каждый орган индивидуален: эти инструменты не изготавливаются в фабричных условиях, а возводятся в специально построенных залах. В наше время появились цифровые инструменты, для создания которых мастерами отдельно записывается звук каждой трубы, заносится в банк, и извлекается нажатием клавиши, при этом накладывается тип акустики (комната, большой концертный зал, собор и так далее). В банке могут храниться записи звучания нескольких знаменитых инструментов-гигантов.


Слушатели в полной мере смогли оценить замысловатую красоту знаменитых фуг Баха для органа в исполнении Владислава. Перенеслись на несколько веков назад, в старинные соборы, в стены музыкальных театров и салонов эпохи, пришедшей на смену Ренессансу.


Роскошь барочной оперы подарили зрителям великолепные Мария Остроухова и Артем Крутько.


Мария Остроухова – обладательница густого, волнующего, насыщенного меццо-сопрано. Училась в Московской консерватории и лондонском Королевском музыкальном колледже. Лауреат международных конкурсов. Поет на сценах музыкальных и оперных театров по всему миру. Сотрудничает с дирижерами В. Петренко, В. Юровским, Д. Лиссом, М. Дзанетти и другими.


Артем Крутько – завораживающий, редкий, невероятный контр-тенор. Окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусств, занимался в студии при Лионской национальной опере. Лауреат музыкальных премий и международных конкурсов. Выступает в крупнейших отечественных и зарубежных театрах. Принимал участие в фестивалях: «Золотая маска», «Звезды белых ночей», «Новые горизонты» и других.


Певцы, каждый отдельно и совместно, исполнили арии из опер Генделя, Монтеверди и Вивальди, увлекая за собой в чарующий мир барочного оперного театра. Театра полного чувств, смыслов и метафор.


Музыканты показали филигранную работу над звуком, когда слышен каждый голос и инструмент, и смогли погрузить большой зал в атмосферу наслаждения нескрываемой красотой музыки и голоса. Несмолкаемые возгласы «браво» слышались на протяжении всего концерта и по его окончании, как когда-то, три сотни лет назад, приветствовали музыкантов наши предшественники.


Анна ШАПОШНИКОВА.


Фото автора.