Не предавший Родину и солдат

На присланном за ним Ставкой самолете генерал-лейтенант Ефремов отправил вместо себя раненых и боевые знамена


В самом центре Тарусы установлен бюст Героя России, генерала, участника Великой Отечественной войны, которого еще при его жизни народная молва называла легендарным. Генерал-лейтенант Ефремов стоит на главной площади города, где он родился, и смотрит на храм, в котором, спустя много десятилетий после своей смерти по личному распоряжению патриарха Московского и всея Руси Кирилла был отпет.


«Воевал со своей армией, и умирать буду с ней»


Жизнь командующего 33-й армией трагически оборвалась в лесах под Вязьмой во время тяжелейшего прорыва из окружения в апреле 1942 года. Не желая покидать своих измученных солдат, Ефремов отказался улетать на присланным Ставкой самолете, отправив вместо себя раненых и боевые знамёна. Тяжелораненый командарм (солдаты несли его на носилках), попрощавшись со своим окружением и приказав им выходить из кольца любым возможным способом, застрелился, предпочтя смерть плену. Последними словами его было: «Воевал со своей армией, и умирать буду с ней».


Немецкое командование отдало приказ похоронить русского генерала в близлежащей деревне Слободке со всеми воинскими почестями. Противник отдал дань уважения его мужеству - после залпов в небо выстроившимся солдатам в назидание было сказано: «Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию».


«Деревьев здесь меньше, чем погибших солдат...»


Защитник Москвы, освободитель Наро-Фоминска, Вереи и Боровска, сотен сел и деревень Московской, Калужской и Смоленской областей, Ефремов со своей армией дальше всех продвинулся на запад в ходе контрнаступления советских войск под Москвой. К этому времени 33-я армия крайне нуждалась в пополнении личным составом, техникой и боеприпасами.


Получив приказ о наступлении на Вязьму, ефремовцы в конце января 1942 года совершили глубокий прорыв и вышли на подступы к городу. Но освободить Вязьму так и не удалось. В результате просчетов командования и несогласованности действий основных соединений Красной Армии немцы нанесли удар по коммуникациям ефремовской армии. Три ее дивизии во главе с командармом оказались отрезанными. Попытки организовать прорыв на соединение с окруженными частями Ефремова и Белова силами соседних 43-й, 49-й и 50-й армий не привели к успеху. Кольцо вокруг группировки 33-й армии сжималось все сильнее. Немцы сбрасывали листовки с требованием сдаться, в ответ на которые Ефремов отправлял шифрограммы в штаб: «Прошу покрепче продолбить район с врагом».


Дальше началось бессмертие...


За сухими строками исторической хронологии — чудовищная трагедия, разыгравшаяся в весенних лесах, где сражалась и умирала ефремовская армия. По различным данным, в кольце окружения на начало апреля находилось около десяти тысяч боеспособных солдат и офицеров и более трёх тысяч раненых и больных.


Катастрофически не хватало продовольствия, медикаментов и оружия. Солдаты поели все ремни от голода, болели и умирали от свирепого тифа, не могли нормально передвигаться в размокших от воды валенках, несли раненых на себе. Обессиленные части армии регулярно обстреливались пулеметным и минометным огнем. Ефремов неоднократно просил разрешения на самостоятельный прорыв, но не получал его. Вместе с тем, ни одного факта коллективной сдачи в плен зафиксировано не было. Ефремовцы храбро принимали бой за боем — они знали, что где-то рядом с ними - вместе с ними! - идет их командир.


С вечера 13 апреля связь со штабом 33-й армии была потеряна. В ночь на 14 апреля 1942 года ефремовцы наконец пошли на прорыв через ледяную воду реки Угры. Выйти к своим удалось лишь немногим. Свой последний бой группа Ефремова приняла 19 апреля в лесу юго-западнее деревни Дегтянка (Кочки). Там генерал сделал свой последний выстрел. Выход отдельных групп ефремовцев из окружения продолжался до мая. Из всех относительно крупных пробивавшихся с боем частей не вышла только группа командарма... А дальше началось бессмертие.


Однажды скульптору приснился генерал


Как пишет в своей работе историк Владимир МЕЛЬНИКОВ, уже в 1943 году, когда Вязьма и прилегающие к ней территории были освобождены от немецко-фашистских захватчиков, Сталин неожиданно для многих отдал распоряжение об установке памятника генерал-лейтенанту Ефремову и его бойцам и командирам, погибшим во время боёв в окружении. На всесоюзный конкурс было представлено 17 проектов. Победителем стал никому тогда не известный скульптор, еще полтора года назад сражавшийся в рядах 33-й армии, Евгений ВУЧЕТИЧ.


5 ноября 1946 года в Вязьме, до основания разрушенной фашистами, был установлен величественный монумент, посвященный подвигу Ефремова и его воинов. Он стал первым памятником, установленным сразу после войны по решению Советского правительства. Есть легенда, что в металл на его отливку пошли отстрелянные гильзы. Их жители Вязьмы собирали на городских улицах.


Фамилию скульптора через несколько лет узнает весь мир — как автора памятников «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине и «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде.


Бюст генерала Ефремова установлен на малой родине командарма попечительством семьи Почетного гражданина Тарусы Александра ЩИПКОВА. Он был торжественно открыт в августе 2011 года. Автор памятника — скульптор Александр КАЗАЧОК долго изучал материалы, связанные с Ефремовым и рассматривал все имеющиеся фотографии. Пришел к выводу, что генерал должен выглядеть победителем, не сломленным, не смотря ни на что, человеком.


Однажды ночью скульптору приснился генерал Ефремов. Он выглядел именно так, как на последнем своем сохранившемся снимке — усталый, обреченный генерал обреченной армии. Замерзший, в шапке-ушанке, с задумчивым, устремленным внутрь себя взглядом. Во сне генерал тихо сказал скульптору: «Делай такого». Таким и был сделан.


Уже несколько лет потомки генерала, семья Ефремовых, живет в Тарусе, связав свою судьбу с малой родиной своего славного предка. Внук генерал-лейтенанта Вячеслав Михайлович Ефремов — полковник в отставке. Его дочь Татьяна руководит социальной службой «Доверие». Дети — Елизавета и Алексей — учащаяся и выпускник Тарусской средней школы № 1 имени Героя России Михаила Григорьевича Ефремова.


Исследованию боевого пути и последних дней генерала Ефремова посвящено уже немало книг. Тему гибели генерала и его армии в разное время изучали и продолжают исследовать тарусский краевед Игорь ГУНЧЕНКОВ, писатель Сергей МИХЕЕНКОВ, московский историк Владимир МЕЛЬНИКОВ и другие.


Ольга КОЛЕНОВА.