Предназначение человека – познавать Вселенную!

(Окончание. Начало – в №№40-42 «Октября» от 12 апреля.)

Кроме этого, наш коллектив трудился  над  анализаторами «Дион», предназначенными для Марсианских  автоматических экспедиций. Второй прибор, над которым работали – анализатор космических рентгеновских излучений для станции «Мир». Освоив эти приборы, мы заложили основу приборостроения в Тарусе.

Следующий проект, который намечался в ИКИ, – «Марс-96». Автоматическая станция должна была направиться к Красной планете, доставить аппаратуру, часть из которой должна была работать до двух лет. Участвовали ведущие специалисты СКБ КП, Европейского космического агентства и даже США. Всего на космический аппарат устанавливалось 25 научных приборов. Один из них  – многоспектральный картограф (картирующий спектрометр) видимого и ближнего инфракрасного диапазонов «Омега». Основная задача его - съёмка поверхности Марса с орбитального модуля. Ведущими по созданию картографа были французы с участием России, Италии и США. Американцы позднее предлагали его установить на автоматическую межпланетную станцию «Кассини» - она, как мы знаем, отправилась к Титану, самому крупному спутнику Сатурна, но в дальнейшем полностью отказались от участия в этих работах.

Сканирующее устройство разрабатывала моя группа с 1990 по 1996 год. Основные участники разработки – В. Летуновский, П. Моисеев, А. Валющев, С. Хандорин. Было подготовлено три образца устройства, они успешно прошли испытание во Франции и были установлены на «Марс-96».

Запускали «Марс-96» с Байконура ракетой «Протон», но в результате сбоя аппарат не вышел на заданную орбиту и на третьем витке вошёл в атмосферу Земли.

- Сейчас как бы наметился обратный ход эволюции. Неграмотность многих людей в вопросах строения Вселенной, Солнечной системы поражает. Нельзя ли кратко ответить – зачем нам нужен космос?

- Наука – это и есть жизнь! Человек тем и отличается от животных, что в нём есть искра познания, поиск своего места в этом мире. Если такой искры нет, остаются только физиологические потребности, инстинкты – спать, есть и так далее. Но это - удел животных, поэтому наука и важна! Сегодня исследования могут быть непонятными для большинства, а завтра это практика, повседневная жизнь! Та же самая программа дистанционного зондирования Земли: вначале была информация, с которой не знали, что делать. А сейчас это серьёзная аппаратура, нашедшая место в народном хозяйстве! Или такой простой пример – вы имеете телефон? А ведь совсем недавно никаких мобильников не было! А телевизор? А электричество? Если вы считаете, что наука не нужна – откажитесь от всех этих благ цивилизации и вернитесь обратно в пещеры – там точно нет учёных.

- Зачем нам исследовать планеты?

- Это нужно самому человеку! Освоение планет – дело будущего, и не настолько отдалённого. Правда, сейчас это пока ещё вотчина научной фантастики, но ведь совсем недавно всё, что стало для нас обыденностью, описывалось в фантастических романах: радио, самолёт, автомобиль, компьютер.

К тому же надо учитывать, что человек на Земле уязвим.  История знает несколько примеров, связанных с массовым вымиранием большей части живого на нашей планете. Причины могут быть разные – войны, катастрофы и так далее. Но, осваивая новые миры, человек обезопасит своё существование как вида. Это наш неизбежный путь, но мы – реалисты, и пока решаем задачи, которые стоят перед нами на данном этапе. А дальше – время покажет.

Вспомните, что до революции Циолковского считали чуть ли не городским сумасшедшим, калужским фантазёром. Но смотрите, как всё изменилось впоследствии, и кем он оказался на самом деле!

Я считаю, предназначение человека - познавать Вселенную, открывать тайны мира, исследовать, а не сидеть в норах.  Вот я, например, родился и жил на Урале. Что было в то время? Лошадь, дрова, сено, корова. Был у нас единственный телефон на всех, и, чтобы дозвониться с него, нужно было ждать неизвестно сколько времени.

А теперь сравните современность с прошлым. Не будем вдаваться в политические вопросы, но ведь нынешняя жизнь динамически ушла далеко вперёд.

- Чем Вы объясните «прохладное» отношение к космической отрасли? Не секрет - её настолько не жалуют, что мы начинаем сдавать позиции уже третьим странам?

- И не только к космической. К микроэлектронике вообще. Но ведь микроэлектроника сейчас – основа основ! Без компьютера, принтера невозможно представить современную жизнь. Но откуда они взялись? Вся микроэлектроника с запада или с востока, к сожалению. А ведь у нас были перспективные разработки. В 90-е годы все перспективные отрасли пришли в упадок. Сейчас уже известно – всё это делалось для того, чтобы устранить сильнейшего конкурента, каковым являлся Советский Союз.  Ныне этот процесс замедлился, но кто тогда нам мешает если не отвоевать утраченные позиции, то наладить хоть какое-то своё производство? Если  многие десятки лет не было даже разговора про микроэлектронику, то сейчас этот вопрос хоть начали обсуждать. Пусть хоть и поздно.

В советское время, когда мы делали аппаратуру,  она обязательно имела запасной вариант. И когда «Марс-96» не полетел, европейское космическое агентство приняло решение на базе запасных комплектов реализовать свой проект, который был назван «Марс–экспресс». Но сканирующую систему они попросили сделать нас, и мы её сделали. В 2003 году её запустили, и она прекрасно заработала.

- Какова дальнейшая судьба этого прибора?

- СССР обычно запускал по два космических аппарата (Вега-1,2, Фобос-1,2). «Марс-96» был изготовлен в единственном экземпляре, но были и запасные приборы. Франция продолжила работу над картографом и пригласила нас принять участие в работе по созданию нового сканирующего устройства. Основная часть работ по прибору легла на меня, В. Летуновского и С. Хандорина.

2 июня 2003 года «Марс-экспресс» был успешно выведен на орбиту при помощи ракеты «Союз-ФГ» и 20 декабря того же года автоматическая станция вышла на орбиту Марса. Аппарат работает до сих пор, намного превысив отмеченный ему срок. Сейчас эту программу продлили до 2020 года.

При помощи приборов, установленных на «Марс-экспресс», удалось сделать несколько открытий. Измерить гравитацию Фобоса – спутника Марса, под слоем замёрзшего углекислого газа обнаружить водяной лёд в Южной полярной шапке планеты. И всё это - благодаря нашему прибору «Омега»! В то же время наш прибор установил, что запасы углекислого газа на планете недостаточны для преобразования атмосферы Марса и создания более приемлемого климата на планете.

На Марсе был обнаружен метан – газ, который может быть свидетельством жизнедеятельности живых организмов, но дальше в этом вопросе пока не продвинулись.

А в 2018 году радар MARSIS обнаружил подлёдное озеро на глубине 1,5 км под льдами Южной полярной шапки Марса.

Всё это говорит о том, что сканирующее устройство, разработанное тарусскими специалистами, показало свою надёжную работу на протяжении более чем 15 лет!

- Чем Вы заняты сейчас?

- Вполне земным вопросом – изучением  нашей планеты из космоса. Мы уже собрали четыре аппарата, два из которых проводят на орбите сканирование Земли. Они делают 48 снимков в сутки и отслеживают всю динамику планеты.

Всего несколько нажатий клавиш - и на мониторе компьютера появилась наша Земля в режиме онлайн. На  экране отразился участок Индийского океана со всеми процессами, происходящими в нём в данную минуту. Ещё одно нажатие - и перед нами появились Филиппины, где над северной частью страны формировался мощный атмосферный циклон. Технология завтрашнего дня! Но… как это бывает всегда, все передовые разработки тянет на дно отжившее, бессмысленное. С горечью Эдуард Израилович показал целый чемодан бумаг, формуляров и прочей макулатуры, без заполнения которых теперь невозможно ни одно дело.

- Бестолковые формуляры и отчёты способны свести на нет  любую серьёзную работу. Но откуда эта макулатура берётся и зачем?

- Это – большое вредительство. Вместо того чтобы работать творчески, что-то создавать, я вынужден заполнять горы никчёмных бумаг. Если раньше прорабатывали какую-то тематику, я мог параллельно вести работу, связанную с экспериментами.  А сейчас на оформление всяких договоров уходят дни и недели. Наша организация попросту тонет в бумажном океане.

- А как можно решить этот вопрос?

- Менять отношение, попросту – не мешать людям заниматься своим делом. Назначать на должности грамотных специалистов, а не по знакомству. В 90-е годы наделали  множество бесполезных юристов и экономистов, которые сейчас осели во многих структурах. Им надо показать свою значимость – вот и придумывают бумажки. По их мнению, это и есть работа, но так  мы недолго продержимся. Доходит до абсурда – мы должны найти самую дешёвую элементную базу, провести торги, сделать закупки и на основе её создать космическую технику.  И как она будет работать? Подобная бюрократия только на руку нашим конкурентам – они более гибкие и не забюрократизированы так, как мы. Отсюда наша передовая некогда отрасль сдаёт свои позиции.

- Есть ли у нашей космической отрасли будущее?

- Всё зависит от руководства. Потеряно очень много специалистов – произошёл возрастной разрыв. Молодёжь не слишком стремится к нам, в основном в отрасли работают старики. Кому передавать опыт, навыки? В конце концов, если не изменится отношение к космической отрасли, мы рискуем окончательно утратить свои позиции в области исследования космоса.

Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.