Форпост земли русской

(Начало. Окончание – в ближайших номерах «Октября»).

С Андреем Витальевичем Шишковым я познакомился недалеко от дома-музея Паустовского. Пыхтя и отдуваясь, он толкал тачку, гружённую камнями, к месту строительства смотровой площадки.


Один из главных архитекторов восстановления храма Христа Спасителя и реконструкции Исторического музея на Красной площади, Андрей Витальевич проектировал и строил в Москве школы, жилые районы, больницы. Сейчас занимается реконструкцией театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, где ведётся превращение здания в многозальный комплекс. Не менее значимой его работой является реконструкция кремлёвского Дворца съездов к 60-летию Победы. Сам президент, пройдя однажды по верхнему залу дворца, сказал кратко: «Мне нравится».


Наш герой, хоть и является известным архитектором, имеет ещё два очень значимых плюса: во первых, его специализацией по интересам является история, а во вторых, однажды познакомившись с Тарусой, побывав в доме, где жил К.Г. Паустовский, Андрей Витальевич влюбился в наш город, в его древнюю историю и богатые культурные традиции.


Его путь в историю происходил через Северный флот, где во время службы, он влюбился в красоты Крайнего севера: «То, что мне открылось на севере, потрясло меня! И после этого я 10 лет ходил экспедициями на север, занимался изучением народного зодчества от Карелии до северного Урала. Уже руководя кафедрой в МАРХИ, понял: нельзя преподавать историю и теорию архитектуры, если ты не прошёл школу практической архитектуры».


С 1986 года Андрей Витальевич принимает участие в археологических экспедициях, работает со специалистами Московского государственного исторического музея и института археологии академии наук.


Огромный багаж исторических знаний, подкреплённых исследовательскими работами и экспедициями, положенными в основание диссертации, наверняка будет интересен нашим читателям, которым предстоит узнать много нового.


- Андрей Витальевич, какую свою работу, связанную с историческими исследованиями, Вы считаете наиболее важной?


- Объектом самого пристального внимания является Куликово поле. Это сердцевина древнерусской истории, которая сейчас вызывает много полемики, в большей части связанной с попытками дискредитировать нашу историю.


- Вы имеете в виду «работы» псевдоисториков, занимающихся переписыванием нашей истории  на свой лад?


- О них и речь! Эти псевдоисторики, утверждающие, что Куликовской битвы не было или была, но не там, низводят её до уровня стычки. Их работы нужно сейчас рассматривать как политическую провокацию против нашей страны, её базовых ценностей.


- Давайте прольём свет на эту тему! Вы принимали участие в раскопках на Куликовом поле. Какие находки там сделали?


- Куликово поле как место битвы – всего лишь эпизод в истории этой территории. Начнём с того, что на ней столкнулись интересы Черниговского, Рязанского, Владимирского, Московского и Смоленского княжеств и Орды. Претендовало на эти земли и Великое Литовское княжество. В этом смысле Куликово поле не просто место битвы! Это место бытования древнерусской истории в лице тех, кто её реализовывал, то есть жителей. Они оставили следы своей многовековой жизни.


При археологических раскопках, были найдены следы поселений  9 века. То есть, это поле - не только место битвы. История этой территории началась задолго до легендарного сражения.


Девятый век как раз соотносится со временем становления самой Киевской Руси! Соответственно всё междуречье Оки и Дона представляет собой совершенно уникальный исторический источник, который мы только сейчас начинаем понимать.


- То есть, какие-то артефакты всё же были?


- На поле найдена керамика, следы производства, остатки жилых и хозяйственных построек, украшения, инструменты. На прилегающих к полю территориях располагаются древнерусские городища, укрепления которых изучены на трёх памятниках. Макет одного из них – Устье на реке Табола представлен в экспозиции музея Куликова поля. Именно здесь, рядом с её устьем (где мы и работали), переправлялся Дмитрий Донской со своим войском, а не через Непрядву у деревни Монастырщино, как считали до недавнего времени, опираясь на приблизительное указание древнерусских источников.


- А как Вы это установили?


- Были проведены обширные исследования, которые возглавил выдающийся учёный Михаил Иванович Гоняный. Он и определил археологически – по местам поселений домонгольского и ордынского времени, их группировке и хронологии, древнюю дорогу, по которой шло войско Дмитрия Донского! Ведь как и сегодня, крупные поселения того времени тяготели к единой дорожной системе.


Таким образом, стало очевидно, что Куликово поле имеет многовековую историю развития как до, так и после  Куликовской битвы. 


- Было найдено оружие, доспехи?


- Конечно! Следы битвы в виде остатков доспехов и вооружений этого периода борьбы с грозой, исходящей с юга – от Орды и Крымского ханства, а с запада – от Литвы. И вот тут проявилась историческая роль Тарусы  - укрепления, стоящего на южном рубеже государства. Недаром левый берег Оки называли просто – Берег. Но стоит учитывать и тот факт, что металл в то время стоил дорого, и многие металлические изделия могли быть собраны жителями. Среди помещиков, владевших этими землями, были собиратели таких находок -  для переплавки и вторичного использования. Сделан ряд находок, подтверждающих подлинность событий 1380 года. Образованные помещики собирали металлические предметы, даже покупали их у крестьян, и за долгое время было собрано несколько коллекций древнего оружия с Куликова поля. До революции эти коллекции имели опись, частично – фотографии. И масштаб этой битвы ни у кого не вызывал сомнений.


После революции коллекции были разрознены и переданы музеям, и многие экспонаты сменили место многократно. Сопроводительная документация была утеряна, поэтому их довольно трудно определить. Сейчас этим вопросом занимается музей Куликовской битвы, и одной из его программ является возвращение вещественных доказательств битвы на витрины музеев.


Независимо от этого проходило несколько целенаправленных  археологических экспедиций, которые обнаружили предметы на том же месте, где и расположено место битвы. Более того, сегодня на том же месте, за счёт серьёзной работы историков уточнены маршруты движения как русских, так и ордынских войск. А благодаря тому, что проведён уникальный ландшафтно-исторический анализ, сотрудники музея Куликова поля  смогли восстановить участки природного ландшафта на время битвы -  с растительностью, с ковыльными полями!


- А знаменитая дубрава, в которой прятался засадный полк?


- Нашли и то место, где она была, подтверждённое исследованиями почвы и в её отложениях – в частности пыльцы дуба. Это позволило воссоздать дубраву! Дубы сейчас там молодые, но через 50 лет они станут могучими деревьями, и дубрава зашумит листвой в полной своей красе!


Многие сомневаются, можно ли спрятать целый полк в дубраве? Для этого надо разобраться, что представляет собой дуб осенью. Пока я сам там не оказался, тоже не понимал, как можно в дубраве спрятать огромный вооружённый отряд, да ещё и на конях! И почему их не было видно?


Если вы посмотрите на осенний дуб при солнечном свете, а историки упоминают, что сначала был туман, и только потом выглянуло солнце, то дубовый лист осенью обладает высокой степенью отражательной способности. И если между такими дубами спрятать воина в латах, то блеск листьев и блеск лат практически сливаются, становятся неразличимыми. Поэтому, это была идеальная маскировка! А ведь ордынцы находились не так далеко, но, тем не менее, не смогли заметить! Можно сказать, что не видели в упор!


Рассказывать об этом можно долго – нам предстоит проделать огромную работу, чтобы пролить свет на многие вопросы. Но уже сейчас можно с уверенностью отвергнуть толкования всяких псевдоисториков, пытающихся исказить нашу историю.

 


- Насколько известно, Вы увлекаетесь историей Тарусы, собираетесь принять участие в археологических раскопках. Откуда у Вас этот интерес, и можете ли Вы пролить свет на некоторые моменты его истории, в частности, связанные с Куликовской битвой?


- Занимаясь вопросами истории, я всегда  сохранял в себе жажду Тарусы. То есть, хотел побывать там, где жил  Паустовский – один из самых моих любимых писателей. Когда моя жена вернулась из экскурсии по Тарусе, сразу сказала: «Там так красиво!» И я решил последовать за ней. Тем более что заместитель главы города предложил помочь в реконструкции исторического облика места расположения княжеского двора.


Таруса - это не просто любовь с первого взгляда, а с первого мгновения. Мне очень повезло, и я встретил Алексея Зуева, который устроил мне первую экскурсию по историческим местам Тарусы. Было это всего год назад, и я помню, как поразился огромному культурному и историческому потенциалу  места, где стояло древнее городище.


Я понял, что нам надо объединять усилия. Общеизвестно, что два тарусских князя сложили свои головы на Куликовом поле. Важно, что уже в то время Таруса была не просто союзницей Москвы. До этого Таруса являлась самой северной окраиной княжества Черниговского. А великие князья Черниговские, Рюриковичи часто занимали киевский стол, занимали княжеский стол в Новгороде. Их туда приглашали, потому что это были замечательные воины. И самое главное - черниговские князья спорили с владимирскими князьями за первое место на территории бывшей Киевской Руси.


Ещё не факт, чья сторона взяла бы верх, если бы не татарские интересы. Ордынцы решили, что лучше иметь дело с более покладистыми владимирцами, чем с черниговцами. Тем более что черниговцы испытывали большее влияние Европы, а владимирцы, в  отличие от черниговцев, жили с Литвой не очень дружно. Устойчивость и сохранение внутрисемейных династических связей князей Черниговского дома, сплочённых Рюриковичей, внушала опасение, что они могут объединиться для противодействия ордынскому влиянию.


Поэтому, взвесив все «за» и «против», ордынские правители решили поддерживать владимирских князей -  в пику черниговцам. Отсюда возникла такая коллизия, как появление в источниках упоминания города Тарусы.


Когда Черниговский князь Михаил Всеволодович поехал в Орду, чтобы претендовать на первенство в Северовосточной Руси, хан Батый потребовал, чтобы он прошел между двумя огнями и поклонился предкам хана. Михаил ответил отказом, заявив, что как христианин и представитель великой христианской земли, он этого сделать не может. За такую дерзость он был тут же казнён.


«Конкурентом» Михаила был суздальский князь Ярослав, который тоже был в Орде, и Батый решил отдать ему ярлык на Великое княжение – как более покладистому и сговорчивому. Правда, этого ярлыка Ярославу хватило всего на десять дней – по возвращении из Орды он был умерщвлён по решению тех же ордынцев.


Черниговский князь Михаил, прежде чем поехать к Батыю, оставил завещание, где распределил земли своего княжества между сыновьями – Юрию он отдал в наследство Тарусу. Он мог отдать и другие благоустроенные места. Например, в устье Протвы находился не менее значимый город того времени – Лабынск. Чуть выше по течению тоже находились достаточно развитые районы, но выбор пал именно на Тарусу как центр удельного княжества именно потому, что здесь, в долине реки Тарусы сложился уникальный историко-поселенческий комплекс. Существовало большое количество селищ – мест проживания в окрестностях. И в этом смысле выбор был совершенно предопределён: селят там, где концентрируется население, производительные силы, да и просто силы – в военном отношении.


На первых порах князь Тарусский именовался не просто наследником черниговских князей, но и Великим князем Черниговским и Брянским, потому что после потери  Чернигова стол перешёл в Брянск.


Поскольку удельное княжество – это всего лишь часть огромной, условно говоря, «империи» черниговцев, составная часть Великого княжества киевского и Руси – той самой, домонгольской, то последующая история этой территории – это история дробления территории между сыновьями и их потомками. Но очень важно то, что территория Тарусы уже имела свою собственную историю, потому что люди здесь жили задолго до прихода Юрия Михайловича.


- То есть, территория современной Тарусы была обитаема задолго до официальной даты основания в 1246 году?


- Археологи нашли следы жизнедеятельности, начиная с каменного века, но эти древние племена с нами никак не связаны. Уже в эпоху раннего средневековья здесь жили  финно-угорские племена Дьяковской культуры – это культура, остатки которой находят и на территории Тарусы.


- Что представляют собой следы этой культуры?


- В основном, это керамика, то есть битая посуда. Она хорошо изучена, атрибутирована и является  хронологически диагностирующим признаком, по которому следы пребывания людей того времени здесь читаются.


Дьяковская культура насчитывает историю с 5-6 веков до н.э. по 7 век уже нашей эры. То есть, дьяковская культура просуществовала около тысячи лет. Район её распределения – Москва-река и верховья реки Оки. Фактически это было целое государство. Ведь согласитесь: для того, чтобы государство просуществовало тысячу лет, необходимы определённые скрепы, которые позволят удержать это государство. Для сравнения – Римская цивилизация от основания Рима до его падения просуществовала тысячу двести лет. Византийская (Восточно-римская) – без малого тысячу лет! Более того, дьяковская культура хронологически сопоставима с Византийской империей – с небольшой разницей, они возникли и исчезли примерно в одно и то же время.


В районе, где располагалось древнее тарусское городище, а это территория городского кладбища, нашли следы дьяковской культуры. И, благодаря дьяковцам, история тарусской земли приобретает достаточно отчётливые очертания и глубину. Наши выдающиеся археологи Фролов Андрей и Прошкин Олег сделали многочисленные открытия, отражённые в книгах и научных статьях.


После дьяковцев на территорию Тарусы пришли племена, появление которых связано с тем, что Киевское и Черниговское княжества захватывали территории от себя на восток, в сторону Рязани. Это, прежде всего, северянское население – территория нынешней Курской области. Вытесняемое население мигрировало на северо-восток, расселяясь на свободных местах.


Поэтому мы обнаруживаем их следы пребывания на Тульской и Тарусской земле. Земля - это своеобразная «библиотека» истории, в которой присутствуют все события того времени.


Когда поселенцы пришли на Тарусскую землю, они абсолютно мирно переняли опыт жизни на этой территории и приняли в себя остатки того населения, которое жило до них – то есть дьяковцев. Само название «дьяковцы» условное. Первое поселение этого народа было найдено на городище села Дьяково, что рядом с Коломенским на Москве-реке, и мы вряд ли узнаем, как они именовались на самом деле. Как бы то ни было, они внесли огромный вклад в историю нашего края.


Дьяковцы вели мирный образ жизни, никаких конфликтов с переселенцами у них не было. Спустя какое-то время Черниговское княжество стало проявлять достаточно серьёзный интерес  к дальним территориям. Ещё киевский князь Владимир Мономах гордился в своих воспоминаниях: «Я несколько раз проходил через вятичские земли». Это северо-восток от Киева, и, соответственно, та самая окская территория, где жили вятичи. Но, как только на них было оказано княжеское давление, они от берегов Москвы-реки пошли южнее, и пришли сюда. Поэтому следующее население, оказавшееся  здесь – это вятичи.


- То есть, именно вятичи стали предками тарусян?


- Вятичи стали основным контингентом, который подготовил эту территорию. Они создали очень широкий анклав расселения - городище-убежище, и заселили наиболее удобные места вдоль реки Тарусы. На территории нынешнего кладбища находилось городище и стоял детинец (это подтверждено археологически). Но население пришло сюда раньше, соответственно благодаря им произошло расселение, использование потенциала для хозяйственной деятельности  на этой территории.


Например, холм, на котором ныне стоит дом-музей Паустовского, находится на месте древнего поселения вятичей. Как и сейчас, дорога к реке использовалась вятичами, которые были знатными охотниками и рыболовами. То есть, эта цивилизация была довольно развитая и богатая.


Спустя некоторое время территория Тарусы попала под княжеское влияние, и Юрий Михайлович стал первым князем, который придал этой территории статус княжеского владения. На месте городища-убежища возник княжеский замок, были построены деревянные укрепления, княжеский двор. Рядом возник укреплённый посад.


Крестьяне, оказавшиеся на его территории, стали княжескими людьми. Посад со временем сильно разросся, потому что Тарусское княжество обладало богатыми возможностями. По сути, Тарусское удельное княжество – это терра инкогнита, оно имеет мало фиксаций, связанных с письменными источниками. Главный источник по истории этого места – археология. И особое внимание уделяется сейчас находкам, которые буквально лежат под ногами и дают развёрнутый «текст» по истории определённых событий. И наша задача – сохранить все эти артефакты, потому что если отнестись к ним равнодушно, они могут быть утрачены навсегда.


Территория вдоль берега реки Тарусы, начиная от кладбища, хранит следы культуры, начиная с древнейших времён.


Наше представление об истории Тарусы сегодня замыкается 18-19 столетиями, серебряным, золотым веком, и почему-то глубже этого верхнего современного слоя истории мы не идём – ни в подготовке, ни в знаниях, ни в пропаганде.


- Почему древнейшему периоду тарусской истории уделяется так мало внимания?


- К сожалению, наше понимание истории этого места, его ценностей на сегодняшний день не являются  сильной стороной нашей культуры и отношение к этому вопросу надо срочно менять.


Рассуждая об истории Тарусы, мы ограничиваемся эпохой её знаменитостей – Цветаевой, Паустовским  и другими. Хотя она ассоциируется именно с тем острогом, который стоял на месте впадения реки Тарусы в Оку. Мы забыли, что за нами история, которая оставила свои следы даже в планировке города! Например, улица Розы Люксембург (старое название Кладбищенская), является древнейшей дорогой даже не 12 века, а более древнего периода – начала 11 века и старше! Это лишний раз доказывает, что Таруса основана задолго до официальной даты.


Мы ходим по этой дороге и даже не понимаем, что ранее она соединяла посад с причалом на берегу Оки! И это та самая улица, которая стала становым хребтом Тарусы как города.


Позднее город развернулся своим фронтом на Оку, а здесь, на месте старого городища, древнейшая история была предана забвению.


Возможно, ситуацию поможет исправить воплощение в жизнь проекта Алексея Зуева, но об этом говорить пока рано. Во всяком случае, интерес к древнему городищу пробуждается. И это не может не радовать!


Беседовал Вадим МАЛЬЦЕВ.

 

Фотографии артефактов сделаны во время  раскопок на территории Тарусы археологом  А. Фроловым в прежние годы.